Открытие IV Международного фестиваля Динары Алиевой «Opera Art»
Международный музыкальный фестиваль Динары Алиевой «Opera Art» давно уже стал заметным явлением в культурной жизни Москвы — сегодня представить без него столицу решительно невозможно! В 2021 году из-за пандемии COVID-19 фестиваль не состоялся, и четвертый по счету форум музыкального искусства открылся 20 сентября нынешнего года. В Концертном зале им. П.И. Чайковского сопрано Динара Алиева и пианистка Любовь Венжик представили программу русского академического романса. На этот раз прозвучали вокальные миниатюры Римского-Корсакова, Чайковского и Рахманинова.
Нынешний сезон (сезон 2023/2024) начался для певицы 8 сентября с триумфального дебюта на Международном музыкальном open-air фестивале оперы и балета в античном (прекрасно сохранившемся до наших дней) амфитеатре древнего греко-римского города Аспендоса (территория современной Турции, провинция Анталья). Дебютной стала партия Тоски в одноименной опере Пуччини, но в этой поистине коронной партии Динару Алиеву московские меломаны не раз слышали в постановке Большого театра России (премьера на Новой сцене – апрель 2021 года), а в формате концерта на IV фестивале «Opera Art» певица предстанет Аидой – главной героиней одноименной оперы Верди (2 октября).
В продолжение темы оперы нельзя не упомянуть о том, что в октябре на Исторической сцене Большого театра Динаре Алиевой предстоит воплотить партию Марии в постановке «Мазепы» Чайковского (премьера – июнь 2021 года). И сразу же понятно, что маленьким да удаленьким приглашением к этому далеко не случайно стала колыбельная Марии, предъявленная певицей публике в конце прошлого сезона и прозвучавшая так впечатляюще ярко и чувственно (гала-вечер в Концертном зале им. П.И. Чайковского). Другим не менее ожидаемым подарком Динары Алиевой меломанам Москвы станет участие в премьере «Адриенны Лекуврёр» Чилеа, в которой отечественная примадонна воплотит легендарный образ французской трагической актрисы (премьера запланирована на Исторической сцене Большого театра в ноябре).
Афиша фестиваля этого года вобрала в себя также цикл из трех камерных вокальных концертов «Новое поколение на фестивале “Opera Art”» (партия фортепиано – Любовь Венжик). В Малом зале Московской консерватории 11 октября выступит бас Константин Федотов («Новая Опера»), а в Рахманиновском зале 3 ноября – сопрано Александра Соколова («Геликон-Опера»). И тот, и другая – выпускники Академии хорового искусства им. В.С. Попова, ученики выдающегося отечественного педагога Светланы Нестеренко (1947–2020). В Малом зале консерватории 5 декабря также пройдет концерт меццо-сопрано Зинаиды Царенко – приглашенной солистки Мариинского театра, лауреата Гран-при и I премии XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского в Санкт-Петербурге (2023).
Два концерта IV фестиваля «Opera Art» пройдут в Азербайджанской государственной филармонии им. М. Магомаева. 25 ноября на своей малой родине в Баку Динара Алиева, как и в упомянутом выше гала-вечере в Москве, выступит с молодым коллегой по сцене Большого театра, тенором Бехзодом Давроновым. В программе «Шедевры мировой оперной классики» примет участие Азербайджанский государственный камерный оркестр им. К. Караева.
28 ноября совместно с пианисткой Любовью Венжик Динара Алиева представит в Баку дубль вечера русского академического романса, который в год 150-летия со дня рождения Сергея Рахманинова воспринимается своеобразной «визитной карточкой» всего фестиваля. Вечер-открытие на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского в Москве фестивальную планку слушательских ожиданий поднял необычайно высоко. Эти ожидания оправдались сполна: певица захватила не просто вокальным академизмом и изысканным благородством звучащего вербального посыла, но и вложила в исполнение всю свою душу, всю свою страстность, – вложила то, что присуще подлинно оперной исполнительнице, способной создавать на сцене «вихри и штормы» глубоких и правдивых человеческих эмоций…
Считается, что камерное исполнение должно отличаться бóльшей рафинированностью, некоторой «приглушенностью» и даже в известной степени «сдержанностью» вокального посыла, однако Динара Алиева, обладательница большого и сильного от природы голоса богатой обертональной фактуры, использует свой певческий потенциал без остатка и в камерных интерпретациях! Ее голос то драматичен и неистов, то прозрачен и нежен, а если того требует драматургическая ситуация той или иной вокальной миниатюры, может быть и озорным, и игривым, и жанрово-гротесковым. Большому и сильному голосу добиться музыкальной нюансировки и выразительности в камерном репертуаре всегда сложнее, но Динара Алиева, предельно четко выверяя балансировку и регистровую технику, штрихи и проникновенность звучания на mezza voce, делает это потрясающе мастерски!
Всё это рождает настоящий слушательский катарсис, создавая живой театр вокальной миниатюры, в котором нет искусственности, но есть подлинное певческое искусство! Именно в этом, неся в звучании тонкую эмоциональность и глубокую страстность, тотчас же убеждают спетые в начале вечера два романса Римского-Корсакова «На холмах Грузии» (А. Пушкин) и «Пленившись розой, соловей» (А. Кольцов). Переход к вокальному блоку Чайковского из девяти номеров происходит на драматически взволнованном настроении любовных грез романса «Скажи, о чём в тени ветвей» (В. Соллогуб). Затем в атмосферу пленительной меланхолии погружает пара романсов «Ночи безумные» (А. Апухтин) и «Ни слова, о друг мой» (А. Плещеев), но снова возврат к драматической кульминации, и на сей раз это весьма чувственный, обжигающий страстью романс «Кабы знала я» (А. Толстой).
За исключением трех номеров из цикла Чайковского «16 детских песен» (op. 54), представленных далее, вся подборка программы этого композитора, в том числе романсы «Отчего» (Л. Мей) и «День ли царит» (А. Апухтин), завершающие первое отделение, – произведения априори репертуарные. В концертных залах они звучат довольно часто, так что вездесущие меломаны-завсегдатаи давно успели их выучить едва ли не наизусть! Но тем ощутимее, тем ценнее то индивидуальное, то самобытное мироощущение певицы, которым Динара Алиева наполняет каждую вокальную пьесу, создавая из нее театр одной актрисы. Естественно, что этот театр музыки и слова зиждется на фундаменте прочного сотворчества с концертмейстером-единомышленником Любовью Венжик!
Кажется, неспроста программа выстроена так, что финальная связка романсов первого отделения уверенно ведет от трагической безысходности к ликующему оптимизму. Вместе с тем в трех номерах из op. 54 вектор движения задается совершенно иным. «Колыбельная песнь в бурю» («Ах, уймись ты, буря!», А. Плещеев), «Детская песенка» («Мой Лизочек так уж мал», К. Аксаков) и «Легенда» («Был у Христа-Младенца сад», А. Плещеев) вдруг разворачивают восприятие слушателей от беспечной детскости (сначала меланхоличной, затем ироничной, но увиденной глазами взрослых) к мощнейшей – и при этом далеко не детской! – драме Страдальца-Христа, озвученной устами Христа-Младенца. И включение в программу «детской триады», безусловно, становится заветной изюминкой вечера!
Из десяти романсов Рахманинова, составивших второе отделение концерта, пожалуй, лишь «Молитву» (А. Плещеев из В. И. Гёте) можно отнести к пьесам, звучащим нечасто. При этом с музыкально-драматическим темпераментом певицы-актрисы Динары Алиевой этот романс коррелирует как нельзя лучше – практически идеально! Закономерно, что после чувственно-акварельной зарисовки «В молчаньи ночи тайной» (А. Фет) и воздушно-мечтательной «Сирени» (Е. Бекетова), мягко обволакивающей музыкально-ажурной вязью, «Молитва» в рахманиновском блоке становится первой драматической кульминацией.
Программу продолжает еще одна чувственная акварель «У моего окна» (Г. Галина), затем словно на разрыв аорты в романсе «Полюбила я на печаль свою» (А. Плещеев) в полную мощь начинает клокотать обнаженный истинно русский нерв, начинает страдать широкая истинно русская рахманиновская душа. Звучащее затем иллюзорное наваждение «Сон» (А. Плещеев из Г. Гейне) словно подводит к просветленной меланхолии поистине хрестоматийного романса «Не пой, красавица, при мне» (А. Пушкин), дыхание которого на сей раз необычайно свежо и проникновенно. Романс «Оне отвечали» (Л. Мей из В. Гюго) приносит новый динамический всплеск, романс «Ночь печальна» (И. Бунин) дает новую чувственную релаксацию, и на популярнейших «Весенних водах» (Ф. Тютчев) эффектно выстроенная архитектоника всего вечера достигает своего эмоционального апогея!
На бис в память о поэте Николае Добронравове (1928–2023) Динара Алиева исполнила знаменитую «Нежность» Александры Пахмутовой. Автором ее слов совместно с Сергеем Гребенниковым как раз и был поэт, ушедший от нас незадолго до этого концерта. Но когда во все века большие художники уходят в Вечность, творения их остаются навеки…
На фото – Динара Алиева (автор фото – Диана Гуледани)