Виктор Рябов — главный режиссер Академического музыкального детского театра имени Н.Сац — любимый режиссер-волшебник для многих поколений детей. В этом году Виктор Борисович отмечает сразу три юбилея, и даже трудно сказать, какой важнее.
50 лет творческой деятельности: в течение полувека режиссером поставлены десятки спектаклей. В.Рябов осуществил премьеры опер Т.Хренникова, А.Флярковского, Б.Терентьева, А.Кулыгина, всех имен — не один десяток. Первые шаги на этом поприще были сделаны в Ленинградском театральном институте на кафедре великого режиссера Георгия Товстоногова. Среди учителей В.Рябова — замечательные режиссеры-корифеи А.Музиль и А.Кацман. Потом — работа в Театре музыкальной комедии в Ленинграде, а затем — приглашение стать режиссером только что открытого тогда Большого концертного зала «Октябрьский». Там и произошла судьбоносная встреча с Наталией Ильиничной Сац, определившая последующее направление художественных поисков Виктора Рябова. Как вспоминает режиссер, «когда Наталия Ильинична села за рояль, заиграла и запела, я понял, что покорен ею полностью. И когда она вечером пригласила в кафе меня и своего заместителя, директора Виктора Петровича Проворова — ныне нашего генерального директора, — и предложила у нее работать, то я ответил: «Если бы вы не сделали этого сейчас, то я сам через десять минут попросил бы об этом». Мы назвали это кафе нашим «Славянским базаром».
За 40 лет работы в Театре имени Н.Сац В.Рябовым сформулировано универсальное правило для детского театра — уважительное отношение к детям. «Надо, — говорит В.Рябов, — чтобы все, что мы делали, было всерьез и с „чистыми руками“, избегая пошлости и нравоучений, которые могут вызвать уныние у ребенка». Стремясь к цельности спектакля, В.Рябов нередко выступает автором либретто в содружестве с Роксаной Николаевной Сац (заведующей литературно-педагогической частью театра), дочерью Наталии Ильиничны. Единство драматурга и режиссера в одном лице приводит к замечательным художественным результатам, и неудивительно, что режиссера зовут поделиться творческими находками в другие города: он с успехом ставил на сценах Петербурга, Омска, Кемерова. Одна из таких недавних работ — «Принц и нищий» (композитор Е.Подгайц) в Петербургском театре «Зазеркалье».
Нельзя не отметить огромный вклад В.Рябова в дело пропаганды современной музыки, по сути, он вдохновил на создание и дал «путевку в жизнь» многим произведениям авторов наших дней. В то же время в Академическом музыкальном детском театре имени Н.Сац не обходят вниманием классику: в афише «Евгений Онегин», «Волшебная флейта», которые с интересом посещает и взрослая аудитория. В животрепещущем споре о том, как ее надо ставить, В.Рябов занимает твердую позицию: «Я лишен права показывать осовремененную версию того, что должно быть эталонным. Ведь дети приходят к нам в театр, впервые знакомятся с классическим произведением».
Своим богатым творческим опытом Виктор Рябов охотно делится с молодежью, ведя преподавательскую работу в Российской академии театрального искусства. В 2002 году произошел уникальный случай: в качестве дипломного спектакля студенты В.Рябова сыграли «Русалочку» композитора Татьяны Камышевой. Постановка и сценическое воплощение оказались столь удачными, что решено было ввести спектакль в афишу Театра имени Н.Сац и, соответственно, весь курс взять на работу. Так поддерживаются преемственность поколений и продолжение традиций, заложенных основательницей театра Наталией Сац. Кстати, занятия со студентами В.Рябов проводит непосредственно в театре, сразу погружая молодых актеров в гущу театральной жизни.
Пришло время назвать и третью юбилейную дату Виктора Рябова, отмечающего в эти дни свое 65-летие, и пожелать этому замечательному художнику новых интересных премьер.
Евгения Кривицкая