I’m a Barbie girl, in a Barbie world
Life in plastic, it’s fantastic!
Из танцевального хита 1990-х годов. Группа «Aqua»
Фэнтези-комедия «Барби» (2023) режиссёра Греты Гервиг собрала недурную кассу и вырвалась в лидеры, став наиболее прибыльным фильмом последних лет. «Барби» назвали кинособытием года, прорывом, роскошной инфо-бомбой. В России её не закупили, а Министерство Культуры выдало стандартное объяснение — «Барби» не соответствует нашим традиционным ценностям.
А каким ценностям отвечает, например, «Жанна Дюбарри» (2023) — нескромная биография королевской фаворитки? Она получила в России прокат, а «Барби» — нет. Впрочем, задавать вопросы Минкульту — это орать в никуда. Отсутствие общероссийского проката не означает запрет, и «Барби» всё же просочилась в медиапространство и тихо крутится в нескольких кинотеатрах.
На фоне титров — краткая история куклы, где нам рассказывают (голосом Хелен Миррен), как эта милашка завоевала не только рынок, но и сердца девчонок всех поколений. Феномен Барби изучается давно — маркетологами, социологами, психологами. Это — больше, чем кукла, это — почти философия и потому свободна для интерпретаций. Барби часто именуют символом потребления и бездуховности, причём не в России, а в самой же Америке. Блондинистую мисс обвиняют в «нежизненности» параметров и доказывается, что она отравила существование женщинам, оказавшимся не столь эталонными, как их детская игрушка.
Известны и психологически травмированные дамы, что подгоняют себя под образ куклы, мыкаясь от одного пластического хирурга к другому. Некоторые из этих живых Барби становятся чем-то, вроде звёзд — британка Ханна Грегори, американки Дакота Роуз и Синди Джексон, бразильянка Агнесса Дамиани. Как-то неожиданно «богатой» в этом смысле оказалась Украина. Одесситка Валерия Лукьянова — лишь одна из десятка реал-Барби, проживающих в соседнем государстве. Правда, она же и самая знаменитая в Европе. Хоть в чём-то убогонькая Украина — лидер.
Но вернёмся к нашим куклам. Феминистки долгие годы обрушивались на Барби с яростным осуждением, считая её телом-объектом, «угодным мужчине». С другой стороны, кукла сделалась мишенью для критики со стороны церкви — нет, не нашей православной, а тех ста (а, может, более) протестантских конфессий, что действуют в Соединённых Штатах. Мол, Барби слишком фривольно, дерзко выглядит и больше напоминает секс-игрушку, нежели нормальную куклу, приличествующую хорошим девочкам. В Европе и России мисс Барби оказалась виновной в том, что пододвинула и подменила исконных кукол — с детскими телами, а не с фигурами pin-up-girls. Писалось и — пишется, что Барби-стиль воспитывает не будущих матерей, а жён-тунеядок, потрошительниц мужских карманов, нахлебниц.
Все видели куклу Barbie и все в курсе, как гипертрофированно она выглядит — большая грудь, чрезмерно тонкая талия, широченные плечи, длиннющие ноги. И, конечно, классическая Барби — непременно блондинка. Есть и брюнетки, и рыженькие, и темнокожие, но самая популярная разновидность — голубоглазая и светловолосая девушка. Это — самый привычный вариант, родившийся в 1959 году на фирме Matell. В фильме эта модификация зовётся «стереотипной Барби».
Создательницей игрушки была Рут Хэндлер, в девичестве — Москович, из семьи еврейских эмигрантов Иды и Якова Московичей. В общем, что ни возьми в Америке, всё-то придумали выходцы из российской империи. Куколка была названа в честь Барбары Хэндлер — дочери миссис Рут. В 1959 году никто и не думал, что пластмассовая блондинка станет легендой и переживёт свою «маму». Рассчитывали на три-пять лет успеха с последующим снятием с продажи, как бывало во всех подобных случаях. Но судьба распорядилась иначе.
Барби попала в точку. Порыв американских 1950-х, когда в моду вошли женщины с мягкими светлыми волосами и преувеличенно-женственными параметрами — талия должна была быть осиной, ноги — точёными, а всё остальное — пышным. Дамочка-пирожное с кремом. На экраны выпорхнула Мэрилин Монро, игравшая чарующих цыпочек, созданных для яхт, вилл и, разумеется, бриллиантов.
Существовали типажи чуть грубее — к примеру, Джейн Менсфилд или pin-up-модель Бетти Бросмер с умопомрачительной фигурой: 97-46-91. Такой типаж соответствовал социальному ожиданию. Культ зажиточности. Никакой спортивности и активности, что прочно ассоциировалась с предвоенными физкультурницами, готовыми к бойне. Только роскошь, капризы, флирт, раннее замужество, а потом — уютный дом с кучей таких же очаровательных ребятишек. Её забота — хранить очаг и беречь…фигуру. Остальное сделает муж.
Эра душечек и подушечек закончилась довольно быстро, но фигура и сам типаж куклы остался неизменным. Стали выпускаться многочисленные разновидности — приятельницы Барби, её младшие сёстры, а ещё — Барби-негритянка, мулатка, азиатка. Была попытка толкнуть на рынок беременную Барби, но её сняли с производства, так как, по мнению американских ритейлеров она пропагандировала раннюю, подростковую беременность. Мисс Барбаре предоставили жениха — пляжного парня Кена, так названного в честь сына Рут Хэндлер — Кеннета. Интересен выверт — мужчина затеялся, как приложение к женщине, и этот момент был также обыгран в фильме.
Появилась целая Империя Барби с розовыми домиками, лошадками и автомобилями, не говоря уже о гардеробе, которому позавидовала бы любая мисс Хилтон. Вместе с тем, феминистская идея, в США рулящая процессами, породила Барби-врача, писательницу, журналистку, юриста, учительницу, etc. В последние годы, когда началась эра политкорректности, это затронуло и разработки Matell. Возникла идея Барби «с обычным», то есть среднестатистическим телом и даже толстая Барби — таковая присутствует в кинокартине Греты Гервиг.
То есть Барби, с одной стороны, воспитывает в девочке безынициативную позицию, кокетство и упование на мужчин, а с другой — Барби-тему насквозь пропитывает агрессивная фем-стилистика. Эта почти шизофреническая двойственность является основой для фильма, и буквально не знаешь, как надо «правильно» реагировать.
Есть ли у киноработы плюсы? Нетривиальная завязка! Действие происходит в кукольной стране Барбиленд, где живут все куклы компании Mattel. В роли так называемой «стереотипной Барби» снялась Марго Робби, уже зарекомендовавшая себя, как серьёзная актриса. Изобразив, по крайней мере, двух знаковых женщин — Елизавету Тюдор в «Двух королевах» (2018) и Шэрон Тейт в тарантиновской фантазии «Однажды в Голливуде» (2019), Робби получила роль главной куклы планеты.
Барби начинает каждый свой день с песенки о розовом цвете. Тут прослеживается отсылка к ‘Think pink!’ из мюзикла «Забавная мордашка», снятого в конце 1950-х, в эпоху первых Барби. Всё шло преотлично, пока пластмассовая девушка не начинает…приобретать человеческие черты. Барби выясняет, что пугающие метаморфозы связаны с её хозяйкой из реального мира, так как благополучие (или неблагополучие) обитателей Барбиленда зиждется на том, что происходит с их игрушечными «двойниками». Страдания владелицы куклы проецируются на игрушку, из-за чего та обретает качества живого и — неидеального человека. Один-единственный способ — переместиться в Лос-Анджелес, чтобы исправить ситуацию. Компанию ей составляет Кен (актёр Райан Гослинг, прекрасно вписался в роль туповатого, но милого парня).
Перед нами — похождения игрушек в городе — с забавными ситуациями и неожиданными поворотами. Один из таких поворотов — осознание Кеном, что «у этих людей» мужчины занимают высокие должности, тогда как в Барбиленде всем правят мадемуазели. Да и сам он был создан, как друг Барби, а не в качестве равноправной единицы. Персонаж Райана Гослинга выучивает слово «патриархат», с которым начинает бодро носиться, как дед Щукарь со словарём иностранных терминов. Вернувшись в свою пластмассово-розовую державу, Кены учиняют бунт против Барби, ставя девушек в подчинённое положение и превращая гладенький Барбиленд в какое-то Гуляй-Поле. Власть грубых и дурных «мужиков» продержалась недолго.
В финале кукла Барби окончательно становится человеком формата «сапиенс» и уходит в реал, увлекаемая призраком Рут Хэндлер, играющей для Барби роль бога-креатора. Вообще, фильм перенасыщен шутками и смыслами, касающимися фирмы Matell. Они считываются лишь американцами или теми, кто изучал историю Барби. Допустим, в фильме тонко высмеиваются неудачные маркет-решения вроде куклы Мидж. Многие фразы теряют смысл и не выглядят смешными, как всё узко-региональное, специфическое, малопонятное за пределами ареала.
Комедия получила высшие кассовые баллы за счёт видовых решений — они просто волшебны. Феерия розового цвета, наряды Марго Робби, игрушечные дворцы и машинки — всё это возвращает в детство, и уже не так важно, о чём сам фильм. Что же касается декларируемых ценностей, к которым прицепился Минкульт, они, безусловно, чуждые — я имею в виду провозглашение «женской власти» и женской силы, как ведущей. Однако же «Барби» Греты Гервиг ничуть не ужаснее, чем 99% той кинопродукции, что достигает глаз и ушей российского потребителя. К тому же, розовые, женственные платья с подчёркнутой линией талии идут почти всем девушкам — главное отыскать свой оттенок.
Галина Иванкина
Источник: газета «Завтра»