11 ноября 2014 года, в 19.00, Оружейная палата Кремля
Закрытие фестиваля «Посольские дары» обещает стать одним из самых ярких событий московской музыкальной осени. В четвертом, заключительном концерте примут участие без преувеличения лучшие коллективы столицы, эксперты в интерпретации европейской музыки барокко и раннего классицизма – Московский камерный оркестр Musica Viva под управлением Александра Рудина и вокальный ансамбль Intrada (художественный руководитель и дирижер Екатерина Антоненко).
В исполнении оркестра прозвучат сочинения Генделя (которого, кстати, англичане считают своим национальным композитором), а кульминацией вечера станет исполнение музыки Т. Линли к трагедии У. Шекспира «Буря» при участии оркестра Musica Viva, вокального ансамбля Intrada, солистки, лауреата международных конкурсов Диляры Идрисовой (сопрано) и народного артиста России Бориса Плотникова, выступающего в качестве чтеца. Дирижирует Александр Рудин.
Благодаря высочайшему профессиональному мастерству всех исполнителей, тонкому воплощению стиля музыки и уникальной атмосфере Оружейной палаты, слушатели получат настоящее эстетическое удовольствие от концерта.
Подробнее об оркестре:
Московский камерный оркестр Musica Viva – универсальный музыкальный коллектив, исполняющий и камерный, и симфонический, и оперный репертуар. В зависимости от программы, состав исполнителей может меняться от барочного ансамбля до симфонического оркестра времен Бетховена, Мендельсона, Шумана.
Художественный руководитель оркестра – всемирно известный музыкант Александр Рудин. Под его управлением коллектив достиг высочайшего исполнительского мастерства, освоил большой, разнообразный репертуар и получил международное признание.
Musica Viva – это всегда неповторимый музыкальный почерк, в котором высокая ансамблевая культура сочетается со свежестью интерпретаций. Одним из стилевых направлений оркестра Musica Viva является исторически-информированное исполнение музыки барокко и раннего классицизма.
Другое успешное направление оркестра – премьеры ораторий и опер в концертной версии. За последние годы под руководством Александра Рудина в Москве прозвучали «Сотворение мира» и «Времена года» Гайдна, «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, Реквием Шумана, «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярева. В сотрудничестве с британским дирижером Кристофером Мулдсом осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и оратории «Геркулес».
Musica Viva регулярно осуществляет премьеры сочинений современных композиторов, таких как Вячеслав Артёмов, Арво Пярт, Аулис Саллинен, Валентин Сильвестров и др.
Оркестр проводит как международные музыкальные фестивали («Посвящение» в течение более чем 10 лет), так и региональные – в Сыктывкаре – столице республики Коми.
Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, таких как дирижеры Роджер Норрингтон, Кристофер Хогвуд, Владимир Юровский, солисты Андраш Адориан, Роберт Левин, певицы Джойс ДиДонато, Анник Массис, Сюзан Грэм и др. С оркестром выступал хор Collegium Vocale. Постоянными партнерами являются Элисо Вирсаладзе, Денис Мацуев, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов (фортепиано), Наталия Гутман и Иван Монигетти (виолончель), Хибла Герзмава (сопрано), Изабель Фауст (скрипка), Рауль Дильтинс (виолончель). Совместно с Музыкальной Академией Королевы Елизаветы (Бельгия) Musica Viva организует выступления в Москве молодых музыкантов – лауреатов европейских конкурсов.
Musica Viva участвует в международных музыкальных фестивалях, гастролирует во многих странах Европы и Азии, постоянно выступает в городах России.
Оркестром записано более двадцати дисков для лейблов «Русский Сезон» (Россия-Франция), Olympia и Hyperion (Великобритания), Тudor (Швейцария), Fuga Libera (Бельгия), «Мелодия» (Россия). Последней работой коллектива в области звукозаписи стал альбом сочинений Дворжака (2013), выпущенный бельгийским лейблом Fuga Libera.
Подробнее об Александре Рудине:
Народный артист России, лауреат Государственной премии и Премии Москвы, лауреат международных конкурсов, профессор Московской консерватории Александр Рудин входит в плеяду самых авторитетных музыкантов нашего времени. Музыкант-универсал, окончивший три факультета — в Российской Академии музыки имени Гнесиных по специальности «виолончель» и «фортепиано» (1983) и в Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского по специальности «дирижер симфонического оркестра» (1989) — Александр Рудин достиг подлинных высот исполнительского мастерства и мирового признания.
Александр Рудин-виолончелист на сегодняшний день является одним из безусловных лидеров российской исполнительской школы. Ему присущи естественная и обаятельная манера игры, непринужденная виртуозность и изысканный вкус. Один из немногих российских солистов, Александр Рудин владеет разными исполнительскими стилями – от аутентики до романтизма – и чередует игру на современной виолончели с игрой на виоле да гамба. Репертуар Александра Рудина необычайно широк. Наряду с классическим репертуаром, Александр Рудин уделяет большое внимание исполнению современной музыки: с его участием состоялись мировые и российские премьеры сочинений В.Сильвестрова, В.Артёмова, А.Пярта, А.Головина.
25 лет назад возглавив известный московский камерный оркестр Musica Viva, Александр Рудин проявил себя как выдающийся дирижер, тонкий интерпретатор музыкального наследия разных эпох, неутомимый исследователь, благодаря которому в России зазвучали неизвестные ранее шедевры старинной музыки. Во многих своих программах Александр Рудин выступает одновременно как солист и дирижер.
Среди самых ярких событий последних сезонов следует отметить ряд проектов, ставших топ-событиями московских сезонов. Это российские премьеры оперы Моцарта «Идоменей» (2012) и оперы Вебера «Оберон» (2013), а также московские премьеры ораторий - Вивальди «Торжествующая Юдифь» (2011) и Дегтярева «Минин и Пожарский» (2012). На международной сцене знаковые выступления маэстро в качестве солиста и дирижера состоялись на международных фестивалях Les Pianos Folies (Франция), La Follе Journée (Франция, Испания, Япония), Vivacello (Россия), в сольных концертах в Германии, Финляндии, Словении и Турции, Голландии, Венгрии и многих дугих странах.
В качестве приглашенного дирижера, Александр Рудин выступает с такими прославленными оркестрами, как Заслуженный коллектив Республики Симфонический оркестр Петербургской филармонии, Российский Национальный оркестр, Большой симфонический оркестр им. Чайковского, Государственный академический симфонический оркестр России им. Светланова, с симфоническими и камерными оркестрами Норвегии, Финляндии, Турции. На звукозаписывающих лейблах Naxos, "Русский Сезон", Olympia, Hyperion, Тudor, "Мелодия", Fuga Libera выпущено несколько десятков компакт-дисков Александра Рудина.
Подробнее о вокальном ансамбле Intrada можно узнать здесь.
Подробнее о Диляре Идрисовой:
Диляра Идрисова родилась в 1989 году в Уфе. Окончила Уфимскую государственную академию искусств имени З. Исмагилова (2012, класс профессора М. Г. Муртазиной). С 2013 года обучается в ассистентуре-стажировке Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс народной артистки России, профессора Г. А. Писаренко). Диляра Идрисова — победительница X Молодежных Дельфийских игр России (Тверь, 2011, Золотая медаль) и VIII открытых молодежных Дельфийских игр государств-участников СНГ (Новосибирск, 2013, Золотая медаль), лауреат международных конкурсов «Надежды. Таланты. Мастера» в Болгарии (2008, II премия), «Искусство XXI века» в Италии (2011, Гран-при), международного студенческого конкурса вокалистов Bella voce (Москва, 2012, II премия), дипломантка VI Международного конкурса оперных певцов «Санкт-Петербург» (2013) и II Международного конкурса вокально-фортепианных дуэтов Pianovoce (Москва, 2014).
Обладательница Премии Президента РФ для поддержки талантливой молодежи (2010, 2011), стипендий Президента Республики Башкортостан и Президента Российской Федерации (2011, 2012).
Диляра Идрисова многократно выступала на сцене Государственного Большого концертного зала имени С. Сайдашева (Казань), Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени М. И. Глинки, в концертных залах Москвы, Санкт-Петербурга и многих других городов России. Принимала участие в концерте-презентации Республики Башкортостан в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже (2013).
С 2014 года — солистка Башкирского государственного театра оперы и балета (Уфа).
В репертуаре певицы партии: Лизаура («Александр» Г. Ф. Генделя), Людмила («Руслан и Людмила» М. Глинки), Адель («Летучая мышь» И. Штрауса), Джильда («Риголетто» Дж. Верди), Марфа («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Царевна («Волшебство у Лукоморья» Е. Подгайца), Белая Мышь («День рождения кота Леопольда» Б. Савельева), партия сопрано в кантате З. Исмагилова «Бессмертие»; арии и романсы русских, западноевропейских и башкирских композиторов, башкирские народные песни.
Подробнее о Борисе Плотникове:
Борис Плотников человек нескольких творческих ипостасей, в каждой из которых он органичен и неповторим. Актёр являет собой яркий пример, олицетворяющий известный тезис: «Талантливый человек талантлив во всём»: Плотников – блестящий театральный и киноартист, одарённый литератор, самобытный певец – исполнитель романсов.
Артистическая карьера Бориса Плотникова началась в Свердловском ТЮЗе, где он усвоил простую истину: «Костюмчик не сыграет: главное – суть человеческая, а если её нет, то никаким гримом это не скрыть». Потом Борис Плотников работал в московском Театре Сатиры, которым руководил тогда Валентин Николаевич Плучек. В этом театре он принимал участие в режиссёрских экспериментах Андрея Миронова («Феномены» Горина, «Бешеные деньги» Островского, «Тени» Салтыкова-Щедрина). В настоящее время по приглашению Олега Табакова играет в нескольких нашумевших репертуарных спектаклях МХТ: «Копенгаген», «Женитьба» и «Чайка», продолжая участвовать в постановках других театров, в том числе Театра Российской армии («Скупой» Мольера) и «Табакерки» («Дядя Ваня», «Похождения», «Дьявол», «Жена»). Первый успех пришёл к Борису Плотникову после дебюта в фильме Ларисы Шепитько «Восхождение» (1977). Этот фильм получил много призов и премий, как отечественных, так и зарубежных. Картину купили около сорока стран мира. Фильм показывали на всех континентах и он имел ошеломляющий успех. Потом было ещё три десятка фильмов. Особенно запомнился он зрителям в образе интеллигентнейшего доктора Борменталя из «Собачьего сердца». Важнейшими вехами в творческой биографии актёра стали фильмы «Дульсинея Тобосская», являющийся одним из ярчайших и красивейших киномюзиклов, «Дикая охота короля Стаха» и трагическая картина «Холодное лето пятьдесят третьего», где у артиста небольшая, но запоминающаяся роль сына героя Анатолия Папанова.
Вне зависимости от характера героя и его значимости в пьесе, актёр подчеркивает, что «все они – мои, и всех я люблю». Даже отрицательного персонажа актёр пытается представить понятным в своих поступках зрителю и, прежде всего, себе. В этом и состоит его актёрская и художественная задача.
Иная грань таланта Бориса Плотникова – исполнение романсов – не столь широко известна, как театральные и кинематографические работы актёра. В год 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина Борис Плотников подготовил концертную программу «Альбом есть памятник души», которая совершенно иначе раскрыла атмосферу дворянского быта пушкинской поры. С этой программой, состоящей из строк поэтических альбомов уездных барышень и романсов пушкинской поры, артист выступал в зале Чайковского в 2009 году. Впоследствии артист записал одноимённый альбом, в который вошли романсы, прозвучавшие в этой концертной программе. В марте 2013 года артист представил новую программу «Но я вас всё-таки люблю», включившую сонеты Уильяма Шекспира и русские романсы ХIХ века (партия гитары – Владимир Маркушевич).
Свои музыкальные способности Борис Плотников приписывает наследственности: «У нас семья всегда поющая была – ещё деды мои любили петь». В певческом репертуаре артиста не только старинные романсы, но и классические сочинения, народные песни и даже роль в «Литургии оглашенных» Алексея Рыбникова.
В 2004 году вышла уникальная книга Бориса Плотникова «Моя надежда, мука и награда…», написанная в жанре мемуаров. Издание моментально обрело популярность: ведь кто, как не сам актёр, способен адекватно и честно поведать о себе всё самое интересное и захватывающее!