Творчество Джузеппе Верди (1813—1901) — целая эпоха в истории оперы. Композитор прожил долгую жизнь и был наделен творческим долголетием. В 1839 году появился на свет «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо», в 1893-м — «Фальстаф», последний шедевр мастера.
Из рук своих предшественников Верди принял традицию итальянского бельканто.
«Кровавый» вокальный стиль, возникший в 1880-е годы, отнюдь не был его изобретением. Хотя Верди часто поют в веристской манере, сам он на склоне лет не стал ее приверженцем, оставшись мастером кантилены. Множество нитей связывают его с Россини, Беллини, Доницетти.
Библейский «Набукко» вряд ли настолько удался бы молодому композитору, не напиши ранее Россини «Моисея в Египте». Грандиозные ансамбли «Лючии ди Ламмермур» Доницетти также не раз отзывались в операх Верди. Карьера композитора развивалась по пути, проложенному старшим поколением: сперва неторопливое восхождение к успеху на родине, затем стремительное завоевание всего музыкального мира. Россини, Беллини, Доницетти достигли вершин славы в Париже. Верди пошел дальше, создавая оперы для театров Лондона, Санкт-Петербурга, Каира.
Кумирами Верди были титаны — Микеланджело, Данте, Шекспир.
Грандиозности и серьезности их творений он стремился соответствовать всю жизнь, путеводной нитью служила классическая драматургия. Одним из любимых поэтов был Фридрих Шиллер, чьи пьесы легли в основу четырех опер («Жанна д'Арк», «Разбойники», «Луиза Миллер» и великолепный «Дон Карлос»).
Идеалом же оставался Уильям Шекспир. В XIX веке романтики учились читать его заново, отложив в сторону вольные обработки XVIII столетия, в которых самые страшные и кровавые трагедии завершались благополучно, почти сказочно.
Верди принадлежал к поколению, которое в юности открывало для себя подлинного Шекспира, сильные страсти и трагические развязки.
Первым его опытом в этой области стал гениальный «Макбет». Долгие мучения с сюжетом «Короля Лира» так ни к чему и не привели, зато на склоне лет Верди наконец осуществил мечту, создав два шекспировских шедевра — «Отелло» и «Фальстафа».
Если же обратиться к наиболее репертуарным операм Верди, выясняется, что их сюжетами композитор более всего обязан французским литераторам. Сценарий «Аиды» разработал Огюст Мариетт, «Бал-маскарад» основан на драме Эжена Скриба, «Травиата» — на драме Александра Дюма-сына, «Эрнани» и «Риголетто» — на пьесах Виктора Гюго.
Верди жил в эпоху, когда идея национального искусства, национального стиля во многих странах зазвучала в полную силу.
Для самого композитора она превратилась в настоящую проблему, лишь когда новое поколение итальянцев стало подражать Рихарду Вагнеру.
«Отелло» во многом — ответ на вызов, брошенный немецким гением. Верди доказал, что и не порывая с итальянской традицией можно достичь всего, чего достиг немецкий соперник: непрерывного музыкального развития, симфонизма, взаимосвязи всех элементов партитуры.
Но прежде чем влияние Вагнера стало угрожать самобытности итальянской музыки,
бурная деятельность Верди была воспринята как угроза национальной школе в России.
Оперы маэстро проникли к нам уже в 1840-е годы. В 1850-е известность Верди была столь широка, что на московском ипподроме делались ставки на Риголетто, Трубадура, Травиату (клички были в моде среди владельцев лошадей).
Временной отрезок между мировой и российской премьерой каждой новой оперы Верди был, как правило, небольшим. «Дон Карлос» появился в России через год после мировой премьеры, «Травиата» и «Бал-маскарад» — через три года, «Аида» в 1875 году (через четыре года после премьеры в Каире) была поставлена в Петербурге итальянской труппой, а в 1877-м — русской.
Премьера в 1862 году «Силы судьбы», специально написанной для Петербурга, сопровождалась потоком критических откликов,
памфлетов и карикатур на «итальянщину». Пока пресса негодовала, столица предавалась удовольствию, которого долго была лишена, — аплодировать не только произведению, но и его автору.
Уже в следующем году триумфальный успех выпал на долю «Юдифи» Серова. А новое поколение русских композиторов, которое готовилось выйти на сцену, никогда не ставило под сомнение, что будущая слава русской музыки будет связана прежде всего с оперой.
Анна Булычёва
Опубликовано в буклете XXI фестиваля «Звёзды белых ночей»
Афиша:
- «Бал-маскарад». 28 и 31 мая. Мариинский-2
- Премьера сезона. «Дон Карлос». 3 июня. Мариинский театр
- «Аида». 2, 27 июня, 12 июля. Мариинский театр
- «Травиата». 8 июля. Мариинский-2