Павел Балев — дирижер, работающий по всему миру с ведущими коллективами, более 12 лет является музыкальным руководителем и главным дирижером Баден-Баденского филармонического оркестра. Начиная с 2012 года Балев ежегодно дирижирует оперными и балетными постановками в Опере Цюриха. В Венской опере дебютировал в сезоне 2016/2017, и снова приглашен дирижировать в 2018 и 2020 гг. Записанные с ним альбомы Красимиры Стояновой получили множество музыкальных наград.
Мы поговорили с маэстро о его любви к русской музыке, творческих планах и работе дирижера. Поводом для встречи стал удивительный факт – этим летом оркестр под руководством Балева стал первым коллективом, исполнившим на территории Западной Германии музыку Андрея Петрова.
— Маэстро, расскажите, как получилось, что именно под вашим музыкальным руководством музыка Андрея Петрова впервые зазвучала на территории Западной Германии?
— В музыку этого композитора я, можно сказать, влюблен с подросткового возраста. Когда мне было 14 лет, на фестивале в Пловдиве я впервые услышал оперу Андрея Петрова «Петр I». Оркестр и певцы были болгарские, а постановочная команда – полностью из СССР. Потом у меня был преподаватель по музыкальной композиции Петр Петров, который часто приводил примеры именно из «Сотворения мира». И эта музыка так и осталась у меня в сердце. И когда я начал искать что-то интересное и глубокое, уже занимая должность главного дирижера Баден-Баденского филармонического оркестра, сразу же пришли мысли о музыке Андрея Петрова
Но я тогда даже представить себе не мог, что стану первым исполнителем его музыки в Германии. Там никто не знает этого композитора, а он гениален! Мы выкупили права на исполнение ряда его произведений в музыкальном издательстве Sikorski в Гамбурге. В рамках нашего цикла «Симфонические концерты» летом впервые сыграли «Сотворение Евы», успех был ошеломительным – публика аплодировала в три раза дольше обычного. Концерт стал настоящей сенсацией!
Позже я связался с Фондом Андрея Перова и договорился о праве исполнения сюиты №3 из балета «Сотворение мира» уже лично для себя. Когда в следующий раз меня пригласят выступать с концертом в Болгарии, обязательно буду исполнять эту вдохновляющую музыку. Планирую играть ее и в Словакии. На нашем новогоднем концерте в Баден-Бадене вниманию публики представим киношлягеры Андрея Петрова, а в январе исполним Третью сюиту из «Сотворения мира».
— Как вы вообще подбираете репертуар для вашего оркестра?
— На мой взгляд, залог интересной программы – комбинация между известными и малознакомыми широкой публике произведениями. Аудитория у нас довольно специфическая, в основном это люди в возрасте. Поэтому экспериментальная, новаторская музыка не подходит.
В 2022 году заканчивается мой контракт в Баден-Бадене, продлевать его я не планирую, ведь работаю здесь уже 12 лет, а для Германии это большой срок, это совсем не типично для немецкого оркестра. Здесь принято менять дирижера каждые пять лет примерно. Но еще есть три года впереди, предстоит много концертов.
— Вы много работаете с другими оркестрами по всему миру. Времени на подготовку часто совсем мало, получается найти общий язык с каждым коллективом?
— Это вообще не проблема, когда встречаешь профессиональных музыкантов. Думаю, что я работаю тоже на достаточно высоком уровне. Поэтому каких-либо трудностей не возникает.
— Вы часто работаете с оркестрами из стран Юго-Восточной Азии. Есть разница между ними и европейскими оркестрами?
— Там организация работы на высочайшем уровне! Например, только в технических службах симфонического оркестра филармонии в Сингапуре занято более 60 человек. Для музыкантов созданы исключительно комфортные условия, и это, конечно же, сказывается положительно на их работе. Очень много амбиций, они много работают, стремятся достичь высочайшего уровня.
— Как вы распределяете свое время между работой с симфоническими оркестрами и в опере?
— Для изучения оперной партитуры требуется много времени. На мой взгляд, две новые оперы в сезон – это тот максимум, который дирижер может сделать на должном уровне. Я по крайней мере не способен на большее количество. Понимаете, это колоссальный объем работы, надо выучить все: текст, музыку, все то, что между нот, архитектонику всего произведения, полностью погрузиться в него.
— Кто из дирижеров оказал на вас влияние?
— Я много учился у русских дирижеров. У меня очень хорошие контакты на протяжении 15 лет с Михаилом Юровским. Это замечательный мастер. Долгое время общался с Андреем Борейко. Конечно, самые гениальные дирижеры, такие как Геннадий Рождественский, как Юрий Темирканов. С последним я имел счастье познакомиться лично во время своего последнего выступления в Петербурге.
Как-то я давал интервью одному швейцарскому изданию в Опере Цюриха, и меня попросили назвать трех выдающихся дирижеров, с которыми я хотел бы встретиться, если бы была такая возможность. Я назвал Герберта фон Караяна, Карлоса Клайбера и Геннадия Рождественского. Для журналиста это было удивительно, что я поставил Рождественского в один ряд с первыми двумя дирижерами.
— Какая русская музыка вам ближе всего?
— Начну издалека. Самое важное для меня – мы учили в школе русский язык очень интенсивно. Второе – мы последователи русского музыкального образования. У меня дома в Германии сейчас наверное около 200 книг на русском языке по музыке и искусству. Я даже в Германии покупаю русскую литературу. Я крепко-накрепко связан с русской культурой. Поэтому дирижировать произведениями Шостаковича, Мусоргского, Глазунова, Бородина, Чайковского, Шнитке – колоссальное удовольствие для меня.
Если можно так выразиться, учась в Болгарии, я стал продуктом русской системы музыкального образования. Комбинация русского и европейского подходов мне очень помогает. Я начал думать как немец, но при этом сохраняю русскую музыкальную традицию, это отчасти является причиной моего успеха как дирижера. Глубина и способы, как можно интерпретировать музыку в русской традиции, русский тип музыкального мышления до сих пор мне сильно помогает в работе.
К русской опере у меня особенная любовь. В 2015 году я собрал все ноты, которые смог найти в интернете и предложил Веселине Казаровой записать диск с русскими ариями для меццо-сопрано. Подобная подборка – большая редкость, не знаю, кто из меццо-сопрано такое делал, возможно, Ирина Архипова.
С Красимирой Стояновой мы записали диск арий из славянских опер. Вообще с Красимирой у нас сложилось длительное и исключительно плодотворное творческое сотрудничество. С ней мы записали диски, удостоенные International Classical Music Award (2012) и Preis der deutschen Schallplattenkritik (2012, 2014, 2017).
21 декабря в Софии в Национальном дворце культуры состоится концертное исполнение «Евгения Онегина», в котором Красимира исполнит партию Татьяны. Когда она мне позвонила и предложила занять место у дирижерского пульта, я сразу же с радостью согласился. Я очень люблю эту оперу и не раз с ней работал. Вы знаете, у меня даже есть надежда, что когда-нибудь удастся дирижировать русской оперой в России.
— В чем вы черпаете вдохновение?
— В самой музыке, в ее красоте. Это самое важное. Но крайне важно и желание учиться. Для дирижера жизненно необходимо желание учиться и работать. Работать над текстом. Чтобы появилась своя собственная интерпретация, как результат опыта, знаний и способности видеть глубоко, читать между нот.
Перед первой репетицией любого произведения я должен быть готов на все сто. Времени на работу с оркестром обычно немного, поэтому необходимо сразу же показать музыкантам, что именно я от них хочу. Надо быть готовым ответить на любой вопрос.
Самое лучшее состояние – это опыт, помноженный на хорошую подготовительную работу. Когда я вижу, что оркестр вдохновлен моей интерпретацией, тогда я уверен, что удастся вдохновить и публику.
— Что для вас идеальный оркестр?
— Непростой вопрос… Наверное такой, с которым говоришь на одном музыкальном языке. Мне очень понравилось работать в Петербургской филармонии с двумя представленными там оркестрами, там собраны исключительные музыканты! Я глубоко признателен маэстро Александру Дмитриеву, что он трижды приглашал меня стоять за дирижерским пультом. Это огромная честь для меня.
На прошлой неделе снова общался с представителями Петербургской филармонии. Очень надеюсь, что удастся принять участие в планирующемся юбилейном концерте «90 лет со дня рождения Андрея Петрова».
Беседу вела Анастасия Бубенец
Справка:
Павел Балев учился в Cофийской национальной музыкальной академии, затем – после получения в 1993 году премии Болгарского радио как «лучший молодой музыкант» – в Веймарской высшей школе музыки. В 1996 году стал лауреатом I премии Международного конкурса имени К.-М. фон Вебера в Мюнхене, в 2003-м – лауреатом I премии Международного конкурса дирижеров в Бад-Хомбурге. Был главным дирижером Народного театра Ростока (1999–2003) и Оперного театра Галле (2003–2008). С 2007 года – главный дирижер Баден-Баденского филармонического оркестра.
Сотрудничал с берлинской Комической оперой, дрезденской Земпер-опер, Лейпцигской оперой и Цюрихским оперным театром, выступал за пультом оркестра Гевандхауса, Веймарской государственной капеллы, симфонических оркестров Западногерманского и Мюнхенского радио — в общей сложности более 40 немецких оркестров. Активно гастролирует в странах Европы.
Дирижер проводит концерты с такими артистами как: Анне-Софи Муттер, Эдита Груберова, Tомас Хэмпсон, Kрасимира Стоянова, Веселина Казарова, Лука Пизарони, Рамон Варгас, Диана Дамрау, Петр Бечала, Анна Нетребко.
В 2010 году Павел Балев назван «дирижером года» в Болгарии в связи с премьерой оперы Р.Вагнера «Золото Рейна» в софийском Национальном театре оперы и балета.
Альбомы Красимира Стояновой под музыкальным руководством Павла Балева «Славянские оперные арии», «Верди: Арии», «Веризмо» удостоены International Classical Music Award и Preis der deutschen Schallplattenkritik (2012), а также Preis der deutschen Schallplattenkritik в 2014 и 2017 гг.
В сезоне 2019/20 маэстро снова приглашен в Венскую оперу и в Оперу Цюриха, будет дирижировать оркестрами в Гронингене, Каннах, Софии, а также примет участие в азиатском турне Дианы Дамрау и Николя Тесте (Сингапур, Япония, Китай, Южная Корея, Тайвань).