Звёзды Большого на оперном подворье

Петровский путевой дворец

Опера на пленэре — это, естественно, не ново, но, в отличие хотя бы от стран Западной Европы, где эта форма классического музицирования давно уже приобрела статус мощного фестивального движения, в нашей стране из-за неустойчивости и непредсказуемости погодных факторов многие пилотные начинания подобного рода всегда так и оставались пилотными. Сегодня, если в Москве на пленэре что-то где-то и происходит, то, как правило, приурочено к разовым акциям по какому-то конкретному поводу, и если даже что-то и начинает вырисовываться вроде ежегодного фестиваля, то на регулярной основе обычно хватает этого на два-три сезона – не больше.

Но вот уже второй сезон, как на карте Москвы появился еще один адрес оперного пленэра:

Ленинградский проспект, 40 (Петровский путевой дворец). После капитальной реконструкции и передачи Мэрии Москвы это историческое здание стало местом приемов столичного правительства. Как часть единого архитектурного ансамбля здесь открылся и фешенебельный отель.

Проект «Опера во Дворце», родившийся в 2016 году, как раз и был задуман для проведения еженедельных концертов классической музыки (оперной и не только оперной, а связанной с академическим вокалом вообще). Так что на весь весенне-летний сезон малое (непарадное, но необычайно узорчатое и нарядное) крыльцо Путевого дворца с арочными сводами и «пузатыми» колоннами в псевдорусском стиле превращается в импровизированную сцену.

В нынешнем сезоне лето выдалось аномально холодное, не самое лучшее для пленэра, но, тем не менее, «Опера во Дворце» не сдалась, и второй сезон этого проекта можно считать успешно состоявшимся. Окунуться в атмосферу былого величия императорского замка, насладившись сочетанием музыки, архитектуры и непременно сопутствующего празднику искрящегося шампанского, автору этих строк впервые довелось 31 августа.

Это был предпоследний концерт сезона, и по сложившейся традиции в нем приняли участие артисты Большого театра России.

Функцию коллективного аккомпанирующего участника взял на себя Секстет Большого театра: Кирилл Филатов (первая скрипка), Роман Денисов (вторая скрипка), Евгения Попова (альт), Вячеслав Чухнов (виолончель), Кирилл Носенко (контрабас) и Мария Черникова (фортепиано).

«Квартет» певцов-солистов, выходивших в этот вечер на сцену, был представлен звездами Большого театра, которых публика хорошо знает и любит: Елена Зеленская (сопрано), Александра Дурсенева (меццо-сопрано), Олег Кулько (тенор) и Михаил Казаков (бас).

Первое отделение предстало полностью русским, второе — западноевропейским.

Благодаря увлекательному конферансу ведущего Александра Водопьянова пестрая гамма прозвучавших музыкальных номеров выстроилась в цельную композицию, связавшую воедино авторов музыки и оперных сюжетов, интересные факты из истории музыки и саму музыку. Для интеллектуального «разогрева» публики Секстет Большого театра России на этот раз выбрал два инструментальных переложения: в начале первого отделения это был «Краковяк» из оперы Глинки «Жизнь за царя», в начале второго – «Юмореска» Дворжака.

В исполнении Елены Зеленской мы услышали два опуса Чайковского – арию Лизы «Уж полночь близится» из оперы «Пиковая дама» и романс «Средь шумного бала», а также арию Русалки из одноименной оперы Дворжака и выходную арию главной героини из оперы Чилéа «Адриенна Лекуврер».

Романтически терпкую, драматически сильную линию сопрано продолжили эффектно-бравурная каватина Арзаче из «Семирамиды» Россини и умиротворяющая своей чувственной кантиленой третья ария Далилы (ария обольщения) из «Самсона и Далилы» Сен-Санса. Исполнившая их Александра Дурсенева, обладательница меццо-сопрано насыщенного контральтового тембра, в русской части концерта предстала гордой полячкой Мариной Мнишек (речь, конечно, о сцене «У фонтана» из оперы «Борис Годунов» Мусоргского, прозвучавшей в дуэте с Олегом Кулько в партии Самозванца).

Сольно Олег Кулько блеснул тремя явно беспроигрышными, любимыми в народе теноровыми хитами

— хрестоматийной арией Германа «Что наша жизнь?» из «Пиковой дамы» Чайковского, знаменитой арией Калафа из третьего акта оперы «Турандот» Пуччини и популярнейшей неаполитанской песней Эдуардо Ди Капуа «’O sole mio».

Не менее популярным, разноплановым басовым репертуаром покорил публику и Михаил Казаков, представивший игривую арию Мельника из оперы Даргомыжского «Русалка», полный патетики романс Чайковского «Благословляю вас, леса», арию Дона Базилио о клевете из «Севильского цирюльника» Россини и бессмертные куплеты Мефистофеля из оперы Гуно «Фауст».

Прекрасно скомпонованная музыкально емкая и полноценная оперная программа,

которой довелось внимать в потрясающе роскошном архитектурном экстерьере Путевого дворца, доставила истинное удовольствие! По сравнению с другими музыкальными пленэрами этот, несомненно, выигрывает тем, что масштабы «сценически-зрительского ландшафта» не столь велики. Можно даже сказать, они «камерные», хотя к пленэру это слово вряд ли подходит.

На сей раз восприятие было вовсе не «стадионным», когда сидя в последних рядах, неизбежно приходится бросать взор на трансляционный экран. Конечно, без звукоусиливающей аппаратуры на подобных мероприятиях не обойтись никак, но если на концерте в парке Путевого дворца вы займете место даже в последнем ряду, сцена всё равно будет близко, а вы окажетесь не на пленэре, а в настоящем оперном театре!

реклама