Эпизоды большой истории Большого театра России
В таком гигантском мегаполисе, как Москва, недостатка в художественных музейно-выставочных проектах, понятно, нет: музеи и галереи, особенно в последние годы явно соревнуясь друг с другом, борются за публику, устраивая выставки одна другой «круче». Но на сей раз речь идет о впечатляюще смелой креативно-дизайнерской инновации, идея которой возникла и осуществилась в небольшом подмосковном городе Истра.
У истоков этой идеи стояли Музейно-выставочный комплекс (МВК) Московской области «Новый Иерусалим» (генеральный директор – В. В. Лутовин), Музей Большого театра России (директор – Л. Г. Харина), фонд «КПД СТО» («Культурно-просветительское движение “Содействие творческому образованию”», президент – С. Н. Морозов), а также продюсерский центр «АРТ ЭКСПО КПД СТО» (генеральный директор – Н. И. Фролова).
Плод их совместных усилий — выставка «Большой театр. Эпизоды истории»
из фондов Музея Большого театра России. Торжественный вернисаж состоялся 20 июля, а гостить экспозиция будет здесь по 21 января следующего года. Выставка проводится при поддержке Правительства и Министерства культуры Московской области в рамках Губернаторской программы «Наше Подмосковье»: для МВК «Новый Иерусалим» это еще и важный пилотный коммерческий проект по линии государственного сотрудничества.
Наряду с руководителями институтов-организаторов в открытии выставки приняла участие министр культуры Московской области О. В. Косарева, а также главный художник проекта К. Ю. Ларин. Театр, а музыкальный театр и подавно, – искусство живое, меняющееся под воздействием уклада той или иной исторической эпохи, а выставки театральных артефактов – всегда нечто застывшее, неизменное. В силу этого в проведении подобных мероприятий чрезвычайно важна роль художественного дизайна.
Оформление выставки «Большой театр. Эпизоды истории» по дизайну К. Ю. Ларина осуществлено архитектурным бюро «Прогресс-88» (руководитель проекта – Н. И. Фролова, куратор выставки – Л. Г. Харина, автор концепции – Е. А. Чуракова). Благодаря четкой продуманности дизайнерско-концептуальной линии, оказываясь на выставке, мы попадаем в полукруглое затемненно-освещенное пространство, одновременно создающее иллюзию и сцены с фанерным настилом-планшетом, и зрительного зала, в нишах-ложах которого размещены экспонаты – афиши, фотографии спектаклей, макеты сценографии, элементы бутафории, эскизы декораций и костюмов, личные вещи выдающихся мастеров прошлого.
В выставочное пространство мы попадаем, словно в партер с центрального входа под «царской ложей»,
которой в данном случае, естественно, нет. Зато перед нами – зал-сцена, на заднике-видеоэкране которой нон-стоп демонстрируется трансляционный ролик с подборкой фрагментов тех спектаклей Большого театра, к которым имеют отношение представленные на выставке артефакты. Левая сторона – царство оперы и архитектурно-интерьерная история Большого театра, включившая в себя и последнюю капитальную реконструкцию Исторической сцены в 2005–2011 годах. Правая сторона – царство балета.
Обсуждаемая выставка – небольшая, но, как говорится, маленькая, да удаленькая! Целенаправленно комплексно она сосредоточена на пяти театральных названиях – трех оперных («Пиковая дама» Чайковского, «Борис Годунов» Мусоргского, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова) и двух балетных («Лебединое озеро» Чайковского, «Дон Кихот» Минкуса). Но благодаря эксклюзивным балетным артефактам в экспозиции возникают и другие названия: при этом виртуальность видеоэкранной инсталляции закономерно не обходит вниманием и их.
Эти балетные артефакты вместе с некоторыми оперными — персонифицированные театральные костюмы.
Помещенные в индивидуальные круглые витрины, образующие ряд прозрачных «колон», они составляют центральный стержень выставки: он объединяет две половины экспозиции – оперную и балетную. В этом ряду достаточно назвать хотя бы костюмы таких театральных легенд, как Елена Образцова (Графиня в «Пиковой даме») и Майя Плисецкая (Джульетта в балете «Ромео и Джульетта» Прокофьева), Нина Тимофеева (Эгина в балете «Спартак» Хачатуряна) и Екатерина Максимова (Китри в балете «Дон Кихот»). Необходимо упомянуть и о пуантах великой Галины Улановой с автографом на них. В соответствующем разделе выставки можно увидеть белую пачку Людмилы Семеняки, одной из блистательнейших исполнительниц партии Одетты-Одиллии в «Лебедином озере», и даже дирижерскую палочку самого Петра Ильича Чайковского…
МВК «Новый Иерусалим» и Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь сегодня составляют единое уникальное пространство культуры: со стороны музея на монастырь, возвышающийся на другом берегу реки Истра, открывается потрясающе живописный вид! Именно сегодня, когда вновь действующая духовная обитель передана Русской православной церкви, а все ее бывшие экспонаты приняли хранилища нового современного музея, расположившегося неподалеку на территории более четырех гектаров,
новый мощный «кластер Русской Палестины в России» впечатляет особенно.
При этом единое культурное пространство – еще и прочный географический конгломерат Московской области и ее столичного анклава.
А это значит, что при своей удобной транспортной доступности «Новый Иерусалим» – не только как музейно-выставочный, но также православно-архитектурный и природно-ландшафтный комплекс – всегда будет привлекать к себе и москвичей, и многочисленных гостей столицы. Когда бы вы ни посетили «Новый Иерусалим», вы всегда найдете в нем целый комплекс разнообразных по тематике выставок и мероприятий. Но если вы приедете сюда в течение ближайшего полугода и посетите выставку «Большой театр. Эпизоды истории», то вам, несомненно, повезет вдвойне!
Фото предоставлены фондом «КПД СТО»