XV Международный конкурс имени Чайковского: 23 июня

23 июня в Большом зале Московской консерватории прошли оркестровые репетиции полуфиналистов по специальности «Фортепиано».

На втором этапе II тура каждый из участников полуфинала исполнит по одному концерту Моцарта для фортепиано с оркестром. Аккомпанировать конкурсантам будут камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением Аэртона Десемплера (в дневном блоке прослушиваний) и Государственный академический камерный оркестр России под управлением Алексея Уткина (вечером).

23 июня утром исполнители встретились с дирижерами, а затем в Большом зале консерватории состоялись оркестровые репетиции первых шести конкурсантов.

Прослушивания второго этапа II тура у пианистов пройдут 24 и 25 июня. Начало выступлений в 17.00. Подведение итогов второго тура состоится 25 июня в 22.30.

По результатам выступлений второго тура жюри назовет имена шести пианистов, которые будут бороться за премии в финале конкурса.

24 июня стартует второй этап II тура состязания скрипачей.

В течение двух дней они будут выступать в сопровождении Московского камерного оркестра Musica Viva под управлением Валентина Урюпина. 24 июня в исполнении скрипичных концертов Моцарта будут состязаться Павел Милюков (Россия), Александра Конунова (Молдова), Майю Кишима (Япония), Ён Гук Ким (Южная Корея), Степан Стариков (Россия), Пом Сори Ким (Южная Корея). 23 июня они приняли участие в репетициях с оркестром. 25 июня свое искусство покажут Юй-Чень Цзэнь (Тайвань), Клара-Джуми Кан (Германия), Ю Джин Чан (Южная Корея), Гайк Казазян (Россия), Сергей Поспелов (Россия), Кристофер Тун Андерсен (Норвегия), оркестровые репетиции с их участием пройдут накануне в первой половине дня. Результаты II тура будут объявлены 25 июня в 23-00.

После первого этапа Второго тура в состязании виолончелистов прошел день репетиций, в который перед участниками стояла непростая задача — найти общий язык с незнакомым оркестром и дирижером.

В течение двух дней все 12 участников должны будут сыграть с камерным оркестром виолончельный концерт Йозефа Гайдна. В прослушиваниях второго тура примут участие два оркестровых коллектива. 24 июня первый блок стартует в 17.00 по московскому времени. С камерным составом Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской государственной академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича, за пульт которого встанет Владимир Альтшулер, выступят представительница России Анастасия Кобекина, испанец Пабло Феррандес и немец Леонард Эльшенбройх. Второе отделение начнется в 19.30, с камерным ансамблем Мариинского театра под управлением Алексея Богорада выступят россиянин Александр Бузлов, немец Валентино Ворлич и кореянка Сон Мин Кан.

В зале Мусоргского в Мариинском-2 начался первый день конкурсных прослушиваний по специальности «Сольное пение».

В программу первого тура входят три произведения: ария из кантаты, оратории или оперы композитора XVII-XVIII вв., ария из опер XIX века и романс Чайковского. День открылся благостной арией Ханны из оратории «Времена года» Гайдна в исполнении сопрано Дианы Казарян, студентки Ростовской консерватории, а завершился страшным рассказом цыганки Азучены из «Трубадура» Верди в исполнении меццо-сопрано Анны Литвин, выпускницы Нижегородской консерватории.

Семь россиян, два армянина, полька, два китайца, одна солистка из Южной Кореи — таким получился географический состав первого дня.

Самым непростым испытанием для всех оказалась так называемая «старинная ария», к которой мало у кого нашелся правильный ключ. Лучшим немецким языком в арии Заиды из одноименной оперы Моцарта могла похвастать полька Эва Трач. Удачно справился с риторической эквилибристикой китаец Ао Ли в стремительной как вихрь арии Зороастро из «Орландо» Генделя. Певцу хватило и дыхания, и способности контролировать динамику эмоциональных колебаний, повлиявших на стройную драматургию арии. Этот же певец сразил зал вживанием в роль по Станиславскому не только в оперной арии Ральфа из «Пертской красавицы» Бизе (фактически не звучащей на российской сцене), которую исполнил как яркий театральный номер, но и в романсе Чайковского «Примирение», исполненной в лучших шаляпинских традициях глубокого погружения в образ. Китайский бас поразил великолепным владением русского языка, у него чувствовался богатый опыт выступлений на большой сцене. В 2013 году он стал лауреатом конкурса «Опералия», возглавляемого Пласидо Доминго. Первый день принес радостную весть о том, что искусство басов не исчезло, а возрождается. Конкуренцию превосходному китайскому басу составил Дмитрий Григорьев, обладатель полнокровного, густого баса. Несмотря на огромное волнение, Дмитрий был убедителен в последней арии Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря» из «Жизни за царя» Глинки. Аристократично прозвучал в его исполнении и романс «Благословляю вас, леса» Чайковского.

Двумя соперницами меццо-сопрано оказались россиянка Юлия Маточкина и кореянка Лим Ын Гён, дерзнувшая спеть арию Далилы Amour! Viens aider ma faiblesse из «Самсона и Далилы» Сен-Санса перед одной из лучших Далил нашего времени — Ольгой Бородиной, сидевшей в жюри.

Сопрано соревновались в лучшей передаче пантеистического восторга в арии Русалки из одноименной оперы Дворжака. Ее пели и Гелена Гаскарова, и Эмилия Аблаева, и Фан Сянлэй. Удивительно было наблюдать за тем, как благотворно действует на певцов всех национальностей мелодизм Петра Ильича, раскрепощая и окрыляя. Все иностранцы продемонстрировали высокую степень ответственности перед творчеством русского гения, крайне понятно и очень выразительно пропевая непростые русские слова. Так произошло у китаянки Фан Сянлэй, у которой словно открылось второе дыхание, когда она запела «Колыбельную песню» Чайковского.

Первый день дал понять, насколько важен в искусстве сольного пения концертмейстер. К сожалению, было услышано немало номеров, где несыгранность певца с пианистом нарушали цельность интерпретации. Серьезное испытание многие юноши устраивали себе, бросаясь из барочной арии в арию XIX века: голос не успевал остыть от выписанных трелей и юбиляций, а его заставляли переходить в стилистически полярный регистр романтической оперы с ее протяженными линиями и иным эмоциональным наполнением. Непросто пришлось молодому баритону Григорию Чернецову «притормаживать» в арии Ренато из «Бал-маскарада» Верди после бурлящих орнаментаций в арии баса Revenge, Timotheus cries из оратории «Празднества Александра» Генделя: в голосе то и дело отдавались эхом тремоло барочных труб. Но в этом и заключается невероятные сложности этого конкурса, справившись с которыми, можно будет уверенно считать себя прошедшим через огонь, воду и медные трубы.

Пресс-служба конкурса

реклама

вам может быть интересно