В Москве выступила Государственная академическая капелла Армении. Эти гастроли прославленного коллектива состоялись в рамках Года Армении в России. В этом сезоне Капелла отмечает 70-летие со дня рождения. Во главе коллектива всегда стояли крупные музыканты — ее основатель Татул Алгунян, параллельно создавший в 1930-е годы Государственный ансамбль песни и пляски Армении. Затем прекрасный хормейстер Арам Тер-Ованисян, с которым Капелла завоевала всесоюзную известность. Наконец, вот уже 45 лет возглавляет Капеллу Оганес Чекиджян — профессор Ереванской консерватории, успешно выступающий и как симфонический дирижер, чьи заслуги неоднократно отмечены престижными званиями и наградами. При нем Капелла Армении получила выход и на международную арену: в отзывах критиков можно прочесть слова восхищения техническим и художественным совершенством певцов, вдохновленных Чекиджяном.
Нынешний приезд музыкантов в Москву воспринимается с оттенком ностальгии — как долгожданная встреча старых добрых друзей. Неслучаен выбор места проведения этого концерта — Зал Церковных Соборов храма Христа Спасителя, символизирующий единение разных конфессий и народов. Подобное единение многих культур продемонстрировала программа Капеллы Армении, где произведения национальных композиторов — Комитаса, Бабаджаняна, Оганесяна — соседствовали с русской и западной классикой.
Концерт открывался лирической миниатюрой самого Оганеса Чекиджяна «Приветственная», представившей артиста как незаурядного композитора, впитавшего лучшие традиции мировой музыкальной культуры. Замечательно прозвучали поэтичные «Песни» Комитаса, в которых отразились картины армянской природы.
Лунный календарь и лунный гороскоп на каждый день можно посмотреть на сайте i-sonnik.ru.
Известно, что в репертуаре Капеллы — все важнейшие мессы, оратории, реквиемы, кантаты. Об этом напомнили и фрагменты из «Мессии» Генделя и «Реквиема» Моцарта, где партию оркестра с успехом заменил пианист Арам Турабян. Хотя специфическая акустика Зала Церковных Соборов не совсем подходит для музыкальных мероприятий — здесь всегда включают мощную подзвучку, — певцам удалось показать, что им подвластны самые тонкие оттенки и весьма виртуозные партитуры. Как, например, в «Кончертандо» Россини, где потребовалось отточенное владение итальянской буффонной скороговоркой. Или в исполнении обработки Давсона негритянского спиричуэлса и фрагмента из «Порги и Бесс» Гершвина, в которых музыканты эффектно продемонстрировали джазовую манеру пения.
Капелла Армении неоднократно принимала участие в концертных исполнениях опер. Поэтому естественно воспринимались в программе номера и даже целые сцены из спектаклей — знаменитый хор «Va pensiero» из «Набукко» Верди и отрывки из оперы «Карине» Чухаджяна, где солировал Р.Мелконян.
Некогда выдающийся мастер хорового искусства Густав Эрнесакс, услышав выступление музыкантов под управлением О.Чекиджяна, сказал: «На орбиту вышел новый музыкальный корабль. Команда и командир его энергичны, полны сил и дерзновенных порывов». Эти слова, процитированные ведущим концерта Святославом Бэлзой, актуальны и по сей день: Капелла сохранила молодой задор, обретя с годами опыт и славу.
Можно сказать, что блестящее выступление Капеллы стало наглядным подтверждением слов президента Республики Армения Роберта Кочаряна о тесной и братской связи двух великих культур — Армении и России, прозвучавших в Кремлевском дворце съездов на церемонии открытия этого важного политического и культурного проекта. Впереди — гастроли Квартета имени Комитаса, Национального камерного оркестра и хора, Театра оперы и балета — новые встречи старых друзей.
Обычно непосредственные организаторы таких высоких мероприятий остаются за кадром. Но в данном случае хотелось бы назвать Федеральное агентство по культуре и кинематографии, без которых данный концерт не состоялся бы. Добрых слов заслуживает продюсерский центр «Интеркультура» под руководством Сурена Шаумяна — эта организация уже не впервые проявляет себя профессионалом, способным принимать коллективы самого высокого уровня.
Евгения Кривицкая