«Волшебная флейта» на Bregenzer Festspiele Bodensee
Брегенц — город маленький, да удаленький. И не потому, что он красивее и привлекательнее прочих городов Австрии, которая вообще очень красивая и дружелюбная страна, заставляющая путешественника, даже если он не знает немецкого языка, чувствовать себя удобно и свободно.
В Брегенце всего двадцать пять тысяч жителей, но решившему посетить регион Форальберг, главным городом которого он является, не придется скучать. Путешественника ждут красивые пейзажи, прогулки на кораблике по Бодензее, выставки и концерты, хотя
главной приманкой этого уголка Австрии является, конечно, Брегенцский фестиваль — Bregenzer Festspiele Bodensee.
Название озера, на котором стоит Брегенц, недаром вынесено в название музыкального фестиваля. Некие умные головы придумали это мероприятие и придали ему неповторимый оттенок: в Брегенце публика сидит на берегу, а оперу играют на плавающей в озере платформе, озерной сцене. Изобретение воистину гениально, оно и делает из маленького Брегенца удаленький. Свободных мест в зале под открытым небом, вмещающем семь тысяч зрителей, не бывает.
В этом году, как и прошлом, на озерной сцене играют моцартовскую «Волшебную флейту». Грандиозные шоу в Брегенце обходятся в миллионы долларов, и с целью «амортизации» спектакли показывают в течение двух сезонов. Нынешний показ «Флейты» — знаменательный, спектакль поставлен Дэвидом Паунтни, известным английским режиссером, он же супер-интендант фестиваля вот уже в течение одиннадцати лет. Мандат Паунтни заканчивается в этом году.
На второй год своего существования «Волшебная флейта» в стиле фэнтэзи ни на йоту не утратила своего очарования.
Сложнейший механизм спектакля функционирует совершенным образом, а вокальный состав лучше, чем в минувшем году.
Глаза всех, маленьких и взрослых, прикованы к фантастической инсталляции Йохана Энгельса, круглому зеленому холму, покоящемуся на черепашьих головах. Восторг вызывают огромные, больше человеческого роста, травинки, поддутые воздухом, они превращаются в волшебный лес, среди которого частенько приходится продираться героям.
В волшебном лесу Папагено чувствует себя как дома — ведь он птицелов!
Большие разноцветные птицы манят его — для озерной «Волшебной флейты» Мари-Жанн Лекка создала разноцветных пернатых на палочках, которых «ведут» артисты миманса. А еще она придумала потрясающих кукол, которые порой заменяют живых артистов.
Певицы, поющие партии трех дам, «спрятаны» в здании Фестшпильхауса, а играют за них огромные куклы, гордо восседающие на птеродактилях. Их носят три мима, средний из них с большим искусством дергает за веревочку, и кукла открывает рот в соответствии со словами либретто.
Как водится в Брегенце, в представлении задействованы природные стихии, вода и воздух.
Три огромных дракона, которые, кажется, сторожат волшебный зеленый холм (Разум, Мудрость и Природа), связаны между собой висячими мостами. На них показывают свое искусство воздушные акробаты, кто-то вроде Зарастро-boys, которые кажутся взятыми напрокат из популярных блокбастеров, на них артисты миманса демонстрируют прохождение Тамино и Памины через бушующее пламя, в то время как певцы остаются в центре холма.
Необычайно эффектно обставлена вторая, самая знаменитая ария Царицы Ночи: певицу, стоящую на маленькой круглой платформе, поднимают кверху на большую высоту и оттого ее феерические колоратуры кажутся исходящими прямо из звзедной бездны!
Памина прибывает на большой лодке, на переливающейся разными оттенками черепахе появляются три мальчика, в воды озера соскальзывает змей, преследующий Тамино, и пара дублеров влюбленной пары погружается в холодные воды Бодензее в сцене испытаний.
Есть чему подивиться!
В Брегенце глазам зрителя не дано отдохнуть, фантазия постановщиков неисчерпаема,
включая художника по свету Фабриса Кебура, ответственного за работу с акробатами Рана Артура Брауна. Дэвид Паунтни оставляет в стороне философию моцартовской оперы и масонские мотивы, его цель — поразить созданием необыкновенного, единственного в своем роде зрелища. Кто видел «Волшебную флейту» на озерной сцене, никогда не забудет ее.
Даже те, что утверждают, что в Брегенц незачем ехать за хорошим пением, в году 2014-ом должны пересмотреть собственное мнение.
«Флейта» очень хорошо спета, особенно женской частью вокального состава.
На первое место пьедестала взбирается известная певица Лора Клейкомб — Царица Ночи, демонстрируя не только превосходную вокальную технику, но пленяя мягкостью звукоизвлечения и трогательностью чувства в первой арии. Памина — Гизела Штилле наделена теплым, глубоким голосом, как нельзя лучше подходящим к партии Памины. Как часто случается, прелестна Папагена — Сузанне Гроссштайнер. Слов восхищения заслуживают шесть сопрано и меццо-сопрано, занятых в партиях трех дам и трех мальчиков и «спрятанных» в здании Фестшпильхацса (публика видит певиц только когда они выходят на поклоны): Марайке Шретер, Сабрина Кегель, Бернадетт Фодор, Дениз Бек, Вероника Веттер, Виола Циммерман.
Даниэль Шмуцхард в роли Папагено превосходит всех мужчин этой «Волшебной флейты» с точки зрения владения моцартовским стилем, обаяния, сценической раскованности, актерского мастерства. Ему сильно уступает Николай Шукофф в партии Тамино — голос грубоватый, лишенный какой-бы то ни было нежности, и крайне обобщенная интерпретация. Достойным Зарастро предстает Альберт Песендорфер.
Патрика Саммерса во главе Венского симфонического оркестра нельзя упрекнуть ни в обобщенности, ни в банальности интерпретации (на озерной сцене в Брегенце певцы лишены прямого контакта с дирижером и видят его на мониторе).
Его жест ясен и красив, он увлекает за собой музыкантов благодаря точности и... нежности,
его темпы безупречны, драматическим страницам уделено особое внимание, а извлекаемые из оркестра блестящие краски всегда имеют оттенок мягкости и прозрачности. Слова искреннего восхищения должны быть адресованы артистам Пражского филармонического хора.
Прошай, Брегенц, маленький город, большая любовь. Прощай, «Волшебная флейта»! В следующем сезоне тебя сменит «Турандот». Думается, она тоже будет волшебной...
Автор фото — Stefano Silingardi