Ди Ди Бриджуотер: две любви

В Московском международном Доме музыки прошел концерт американской певицы Ди Ди Бриджуотер. Это была благотворительная акция: вырученные средства будут перечислены в фонд московского отделения фонда «САМЮ сосиаль» — организации, помогающей беспризорным детям. Название вечера — по первому номеру. «J’ai deux amours» («У меня две любви») — песня из репертуара звезды 20 — 30-х годов Жозефины Бейкер, чернокожей певицы, покинувшей Штаты и перебравшейся во Францию. Этим путем шли тогда многие американцы, начиная с Хемингуэя и заканчивая джазменами. В конце 80-х к этому списку присоединилась Ди Ди Бриджуотер — в те годы одна из претенденток на титул «королевы джаза». Так что две любви Ди Ди — это ее родина США и новая родина — Франция. И еще два звуковых континента — джаз и шансон.

Четвертый ее приезд для меломанов, знающих Бриджуотер как артистку джаза, шокирующий. Ди Ди сменила жанр: программа составлена на основе альбома 2005 года с шансонами Трене, Беко, Пиаф, Дистеля, Нугаро, Бреля — французская песня, смикшированная с красками джаза. Аудитория встретила ее программу с удивлением; потом узнавание перешло в понимание, а в финале вечера — в горячую любовь и одобрение. Песни, отобранные Ди Ди, разнились по настроению: были нежные, меланхолические, были ироничные, были печально отрешенные, даже трагические. И все они — о любви, все проникнуты французским шармом, легки, мечтательны, остроумны. Не утеряв свежести оригиналов, они зазвучали у Ди Ди на новый лад. Ее голос почти не изменился по сравнению с золотыми для нее 70-ми годами, разве что обогатился опытом прожитого, приобрел горькие тона, «трещинку в сердце».

Она была раскованна, общалась с публикой то по-английски, то по-французски, шутила. А ее музыканты — аккордеонист Марк Бертумье, гитарист Патрик Манугян, ударник Минино Гарай и контрабасист Айра Коулмэн — услышав из зала мелодию мобильного телефона, тут же выдали спонтанную импровизацию на эту тему. Они вообще создавали для певицы идеальное обрамление. Особенно удачным был постоянный пинг-понг между вокалом Ди Ди и тоскливыми фразами аккордеона. Элементами джаза оказались не столько импровизации (скэт), сколько блюзовые ноты, выразительная хрипотца, «жесткое» звучание (dirty tones).

Антураж сцены напоминал обстановку парижского кабаре: полутьма, силуэты музыкантов, приглушенные звуки ударных, неспешные шаги-пиццикато контрабаса, пронзительный вальс-мюзет. Вот, напевая, появляется солистка. Начав с песенки из репертуара Жозефины Бейкер, она продолжила программу беспечной мелодией Шарля Трене «La Mer» («Море»), перешедшей затем в экстатичное звучание брелевской «Ne Me Quitte» Pas («Не покидай меня»). Вслед за этим прозвучал шедевр Эдит Пиаф «Mon Homme» («Мой парень»). Голосу Ди Ди в этом номере выразительно ассистировал контрабасист Айра Коулмэн. Были еще исполненная горечи песня Жильбера Беко «Et Maintenant» («Теперь»), «Belle Vie» («Прекрасная жизнь») Саши Дистеля — чуть хрипловатое вибрато Ди Ди здесь апеллировало к тембрам Армстронга и Эллы Фицджеральд. Последним номером концерта стала драматическая мелодия Пиаф «La Vie en Rose» («Жизнь в розовом свете»).

Эта была отчетливая точка. Однако аудитория жаждала бисов. Откуда-то с балкона мужской голос попросил спеть блюз. И Ди Ди спела блюз — только современный, в красках фанка и соула, страстный и резкий. Четверка аккомпаниаторов забыла прежнюю деликатность: гитара жестко звенела, как у Джими Хендрикса, ударные отчаянно гремели. «Ну как вам блюз?» — спросила Ди Ди. Но заказчик, как оказалось, уже ушел домой. «Таковы все мужчины» — подытожила певица.

Аркадий Петров

реклама

вам может быть интересно