Петя и… Петя!

Московский театр кукол на Спартаковской 2, 6,15, 22, 29 ноября дважды в день (в 12.00 и 19.00) играет премьеру спектакля «Петя и Волк и не только!!!», построенного на двух произведениях — всемирно известной симфонической сказке Сергея Прокофьева «Петя и Волк» и её продолжении — музыкальных сценах «Петя и Волк-2» современного композитора Петра Поспелова.

Впервые в кукольном спектакле осуществлена постановка полноценного музыкального спектакля с участием музыкантов симфонического оркестра и дирижера-рассказчика! Для спектакля изготовлены большие куклы необычной конструкции (по европейской технологии, ранее в России не применявшейся), а также уникальные трансформирующиеся декорации и современный видеоряд.

Рассказывает режиссер спектакля, лауреат национальной премии «Золотая маска» Вячеслав Игнатов.

— Почему у вас в спектакле возникли ростовые куклы?

— Потому что это же всё ненастоящее. Это взгляд маленького Пети, которому всё вокруг кажется огромным. Но и для Прокофьева с самого начала сказка не была главным. Перед ним стояла совершенно утилитарная задача познакомить детей с симфоническим оркестром. Как это лучше всего сделать? Через сказку, через демонстрацию музыки в игре, через понимание, что у музыки может быть характер, что инструмент может взаимодействовать с другим инструментом. Так утилитарная задача вдруг стала произведением искусства — все соединилось: и история, и инструменты, и музыка, и рассказчик.

Но буквальность никогда не шла «Пете и волку» на пользу. Я изучил множество постановок и убедился, что лучше всего он слушается как радиоспектакль, когда мы додумываем происходящее. А когда нам начинают показывать всё буквально, обаяние теряется. Поэтому я придумал таких каркасных кукол, с механикой наружу, гипертрофированно ненастоящих, чтобы подчеркнуть условность самой истории.

— Традиционно «Петю и волка» любят именно музыкальные театры, ставя в качестве образовательной истории?

— Вовсе нет, его как раз с огромным энтузиазмом ставят кукольные театры по всей стране. Но в этих постановках музыка становится второстепенной, играют чаще всего под фонограмму. И это неправильно. Моя идея была как раз в том, чтобы соединить живую симфоническую музыку с куклами, чтобы дети видели всё по-настоящему. Я пришел с этой идеей к директору Московского театра кукол Григорию Папишу и оказалось, что он сам мечтал о «Пете и волке», только он хотел продолжить Прокофьева. В общем, наши желания совпали.

— Это продолжение — зачем оно?

— Пётр Поспелов, написав продолжение, переосмыслил и первую часть. Он исходил из того, что у Прокофьева есть два инструмента, которые заявлены, но не играют как персонажи — это тромбон и труба. Возможно, Прокофьев и сам собирался писать вторую часть. Но Поспелов придумал, какие это могли быть персонажи — не скажу, пусть это останется сюрпризом. И вот проходит много лет, Петя состарился, стал дедушкой, у него теперь есть внук, которого тоже зовут Петя. И тут волк сбегает из зоопарка. Гоняясь за ним, Петя все переосмысляет. Если лейтмотивом первой части было «пионеры не боятся волков», а главное действующее лицо второй части — это время. И если в 36-м году лучшим местом для волка был зоопарк, то сейчас мы все понимаем, что нет ничего лучше свободы. Так что в итоге спектакля враги фактически становятся друзьями.

Беседовала Лиза Биргер

реклама