Санкт-Петербургскому государственному детскому музыкальному театру «Зазеркалье» в минувшем сезоне исполнилось 25 лет. Театр-юбиляр привозит в Москву для показа на Новой сцене Большого театра с 5 по 8 сентября свои лучшие спектакли.
В гастрольной афише соседствуют две оперы В.А. Моцарта («Так поступают все» и «Волшебная флейта»), «Золушка» Дж. Россини, удостоенная двух «Золотых масок» («Лучший спектакль» и «Лучшая работа дирижёра»), а также три детских спектакля: «Детский альбом» на музыку П.И. Чайковского в оркестровке Леонида Десятникова (спектакль, на котором выросло не одно поколение петербуржцев), мюзикл С. Важова «Робинзон Крузо» и «Финист ясный сокол» на музыку И. Рогалева.
В репертуаре «Зазеркалья» — спектакли как для детей, так и для взрослой аудитории.
Именно поэтому в Москву театр привозит три спектакля для взрослой публики и три детских. Исполняя миссию семейного театра, «Зазеркалье» обращает свои спектакли к маленьким и взрослым, надеясь видеть их у себя обязательно вместе.
Созданный в 1987 году режиссером Александром Петровым и дирижером Павлом Бубельниковым (они по сей день стоят во главе «Зазеркалья»),
театр сразу занял совершенно особое место на театральной карте города и в культуре Петербурга.
Первоклассная музыка и высокая литература здесь протягивают друг другу руки, чтобы, слившись, отворить в зрителе богатство и безграничность его души. Сегодня сюда приходят со своими детьми те, кто когда-то, более двадцати лет назад, начали посещать «Зазеркалье» в самом юном возрасте.
О «Зазеркалье» можно смело говорить как о театре, формирующем духовный облик горожан.
Но и сам город Санкт-Петербург – неотъемлемая от спектаклей «Зазеркалья» культурная «почва», живой источник образности, который так или иначе одушевляет едва ли не все постановки в «Зазеркалье».
Александром Петровым, художественным руководителем театра, в «Зазеркалье» поставлено более шестидесяти спектаклей для зрителей всех возрастов. Сюда, в «Зазеркалье», приносят свои новые сочинения композиторы, приходят работать лучшие художники, балетмейстеры. Театр «Зазеркалье» трижды удостаивался премии Правительства Санкт-Петербурга, многократно – Национальной театральной премии «Золотая маска», а также множества других высоких театральных наград.
Художественных аналогов «Зазеркалью» не найти:
«Если бы в хороших домах не существовало бы передающейся из поколения в поколение традиции водить самых маленьких театралов на «Детский альбом» и «Любимую игрушку», то посещение «Зазеркалья» следовало бы сделать принудительным – в терапевтических целях. Давно проверено: регулярное посещение «Зазеркалья» – верная гарантия того, что отпрыски и наследники не возненавидят театр еще сызмальства. Не влюбиться в театр, посмотрев в раннем дошкольном возрасте «фарфоровую оперу-пастораль», «оперу в одиннадцать шахматных ходов» или «оперу-детектив» ровным счетом невозможно.
Вот только в коротких штанишках «детского музыкального театра» «Зазеркалью» всегда было тесно. Еще в конце восьмидесятых стало ясно, что детский театр, который отважился первым в стране ставить «Медиума» Джанкарло Менотти и не робея заказывает одну за другой оперы современным авторам (это потом уже Леонид Десятников напишет для Большого «Детей Розенталя», а начинал он как раз в «Зазеркалье» с шедеврального «Браво, брависсимо, пионер Анисимов»), далеко пойдет. Александр Петров и пошел: задолго до Мариинки включил в репертуар Бенджамина Бриттена, сделал единственных в городе «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина и лучшую пуччиниевскую «Богему»…» (Ренанский Д. Обаятельный театр // Золотая Маска. № 2. 2009. 5 апреля).
Предыдущие гастроли театра «Зазеркалье» в Москве в 1992 году прошли с огромным успехом
и вызвали восторженные отклики не только у публики, но и среди театральной общественности, у выдающихся деятелей театра:
Пётр Фоменко: «Удивительный театр, театр, изысканно соединяющий архаическую сказку с изломанным гротеском и достигающий в этом абсолютной органики – театр живой и завораживающий…».
Алексей Бородин: «Выступление «Зазеркалья» в Москве – это всегда мощный поток своеобразных идей, разрушение традиций, сквозь которое глядит неповторимое лицо самого театра…».
«Зазеркалье» — один из лучших музыкальных театров России,
он широко известен в стране и за рубежом, любим зрителями всех возрастов. Без всякой натяжки «Зазеркалье» можно назвать одним из главных центров музыкально-театральной культуры в Санкт-Петербурге.
Программа гастролей:
5 сентября, четверг, в 19.00. Дж. Россини «Золушка». Опера в трех действиях.
6 сентября, пятница, в 19.00. В.А. Моцарт. «Волшебная флейта». Опера в двух действиях.
7 сентября, суббота, в 12.00. И. Рогалёв. «Финист ясный сокол». Фольклорное действо в двух частях по мотивам сказки А. Афанасьева.
7 сентября, суббота, в 19.00. В.А. Моцарт. «Так поступают все». Опера в двух действиях.
8 сентября, воскресенье, в 12.00. С. Важов. «Робинзон Крузо». Мюзикл в двух действиях по мотивам романа Д. Дефо.
8 сентября, воскресенье, в 19.00. «Детский альбом». Спектакль в двух действиях на музыку «Детского альбома» П.И. Чайковского по мотивам произведений В. Набокова, Л. Толстого, Н. Гарина-Михайловского.
На фото А. Никифорова: сцена из спектакля «Золушка»