В Люцерне завершился Пасхальный фестиваль
В этом году он выглядел чуточку скромнее, чем обычно. Однако маленькая экономия легко объяснима — основные силы будут брошены на организацию летнего юбилейного форума. Знаменитый Люцернский фестиваль пройдет в этом августе и сентябре в 75-й раз, и по масштабности обещает превзойти все предыдущие.
Люцерн, как известно, тесно связан в Рихардом Вагнером — композитор не только жил в этом городе несколько лет, но и вдохновился окрестными красотами на сочинение немалого количества партитур. Поэтому кроме всего прочего — нескольких дюжин концертов с участием топовых оркестров, солистов экстра-класса, вундеркиндов-дебютантов и разного рода перформеров — на летнем фестивале будет целиком исполнено «Кольцо нибелунга» с 30 августа по 4 сентября силами Бамбергского симфонического оркестра под руководством Джонатана Нотта.
Это будет тот самый Вагнер, о котором мечтают, и которого недополучают толстосумые посетители Байройтского фестиваля.
Вагнер в чистом виде, без режиссеров, отданный на откуп вокалистам и вкушаемый с удобного места (все места в люцернском KKL — по определению удобные). Интендант фестиваля Михаэль Хефлигер позаботился, чтобы в подопечном ему «Кольце» собрались самые-самые и не только заточенные под Вагнера певцы.
Часто «Золото Рейна» бывает проходным ради, скажем, «Валькирии» или «Зигфрида», но не в Люцерне. В роли Логе, например, выйдет венский соловей Адриан Эрёд, упущенный Байройтом в их новой постановке «Кольца», которая стартует в июле 2013, а Фрикой станет Элизабет Кульман. Но самое невероятное приключение в этом «Кольце» переживет наш соотечественник, мариинский бас Михаил Петренко — он перевоплотится в один вечер в Хундинга, во второй — в Фафнера, а в финале станет Хагеном.
И, тем не менее, Пасхальный люцернский-2013 не получился постным. Поститься дородная Швейцария не умет.
Два открывающих концерта провел Клаудио Аббадо вместе с болонским «Orchestra Mozart» (название говорящее — моцартовский оркестр, то есть оркестр эпохи Моцарта). Этот камерный коллектив, умеющий в принципе разрастаться до нормального симфонического размера, был создан в 2004 году в городе учителя Моцарта падре Мартини, и передан на попечение Аббадо.
На фестивале в Люцерне с оркестром также выступила аргентинская пианистка Марта Аргерих.
Она исполнила два разных концерта Моцарта.
Это было легкая кружевная прелюдия (Аббадо украсил Моцарта бетховенскими увертюрами к «Леоноре» и «Кориолану», «Чудом» Гайдна и выборками из «Розамунды» Шуберта) к «luftwaffen» из Калифорнии.
Михаэль Хефлигер заставил «завернуть» в Люцерн перед Пасхой штурмующий Европу Лос-Анджелесский филармонический оркестр во главе с его молодым шефом венесуэльцем Густаво Дудамелем.
Год был трудным для Дудамеля
— его личные неудачные выступления в Вене и Зальцбурге этой зимой с Венской филармонией, смерть Уго Чавеса, зверское убийство телохранителя и пр. Сердобольные критики в очередной уже раз приготовили носовые платки, но жалость не пригодилась.
То ли к турне Дудамель отнесся по-настоящему серьезно, то ли оркестр, идеально настроенный его предшественником умным и интеллигентным музыкантом Эсой-Пеккой Салоненом, по инерции все еще звучит очень качественно, или то и другое вместе взятые, но
американцы с их шефом «El Dudi» сумели произвести впечатление.
Калифорнийцы представляли в первый вечер оперу своего резидентного композитора Джона Адамса — «Евангелие от другой Марии» на либретто Питера Селларса. Ее мировая премьера состоялась в Лос-Анджелесе год назад. Второй вечер собрали из опусов Дебюсси, Стравинского и Вивье.
Понятно, что никто лучше лос-анджелессцев не исполнит написанную для них музыку. Оркестр очень трепетно относится к сотрудничеству с действующим композитором.
Адамс на самом деле считается в Америке самым главным «по опере» после Гершвина.
Его «Никсон в Китае» (1987) также популярен и любим как «Порги и Бесс».
«Евангелие от другой Марии» продолжает цикл музыкальных произведений Адамса на религиозные темы, балансирующих между оперой, симфонией и ораторией. В 2000 Адамс написал «Эль Ниньо» («Младенец Христос») также в соавторстве с Питером Селларсом — специалистом по полнометражным постановкам баховских «Стастей» на сценах симфонических залов. Как раз недавно вышел DVD со «Страстями по Матфею» в исполнении Берлинских филармоников во главе с Саймоном Рэттлом и в постановке Селларса.
В «Евангелии от другой Марии» режиссер использует тот же прием ритуального блуждания вокалистов-актеров по подиуму перед оркестром.
А идеи те же, что в «Младенце» — новозаветные притчи как бы врастают в XXI век, внедряются в новейшую историю.
В центре «Евангелия от другой Марии» — история Марфы, Марии Магдалины и Лазаря, а также недавние события мексиканской истории и вчерашние арабские революции. Селларс по большей части невыносимо скучен (с патриархами жанра часто случается такая незадача), но спасают дело музыка и солисты.
Три занятных контратенора — Дэниэл Бубек, Брайан Каммингс и Натан Мидли, идеально заточенных под исполнение всяческих «Passion». Келли О’Коннор — Мария, Тамара Мамфорд — Марфа, Рассел Томас — Лазарь.
О больших вокальных работах тут говорить не приходится, но фреска из голосов сложилась грандиозная.
Дудамель купается в материале. Латинские истории были и остаются его самым сильным местом.
На следующий день было вполне приятно наблюдать, как безмятежно он плывет по «Морю» Дебюсси. В «Жар-птице», правда, было больше оркестровых красивостей, заученных на зубок, чем личных находок дирижера, но за такого рода находками в любом случае лучше обращаться к маэстро Марису Янсонсу. Тем более, что он выступал в финале фестиваля с оркестром Баварского радио — аккурат за несколько дней до московских и питерских гастролей.
Янсонс и баварцы — постоянные гости фестиваля, и всегда готовят для Люцерна что-то особенное.
Причем именно на Пасхальном фестивале. В 2011 году это был «Евгений Онегин», взорвавший представление об опере Чайковского как о безмятежных «лирических сценах», в 2012 — раритетная «Глаголическая Месса» Яначека. В 2013 — к столетнему юбилею Бенджамина Бриттена Марис Янсонс взялся за главный поминальный опус английского композитора — «Военный реквием».
«Реквием» Бриттена — затратная продукция, его не часто исполняют в силу того, что трудно собрать воедино все составляющие: большой симфонический оркестр, камерный оркестр, смешанный хор и хор дискантов, плюс солисты (сопрано, тенор и баритон).
Янсонс взялся, хотя бы потому, что он очень любит задействовать в своих продукциях Хор баварского радио и хор мальчиков из Бад-Тёльца. И расставлять все эти массы музыкантов, хористов и солистов как режиссер.
Певцов подобрали почти по премьерной модели. По идее Бриттена певцы должны были быть интернациональными — русская сопрано, немецкий баритон и английский тенор: Вишневская, Фишер-Дискау и Пирс. Но Вишневскую в последний момент заменили ирландкой Хизер Харпер, так как русскую певицу не выпустили из СССР.
Бриттену важно было, чтобы «Реквием» пелся силами основных фигурантов Второй мировой.
В «постановке» Янсонса блистали американка Эмили Маги, британский тенор Марк Пэдмор и лучший на сегодняшний день немецкий (баварский) баритон Кристиан Герхахер. «Реквием» сначала был исполнен в Мюнхене в филармонии Гастайг, а затем в Люцерне, где была осуществлена запись на DVD (релиз ожидается осенью).
Янсонс поделился своими оперными планами.
Через два года он обещает выпустить с оркестром Баварского радио «Пиковую даму» в форме концерта, а потом ее же — с оркестром Концертгебау в виде двух совершенно разных постановок. В Амстердаме с Янсонсом будет работать его новый любимец норвежский режиссер Штефан Херхайм, с которым он уже выпускал «Евгения Онегина» в 2011 в том же оперном доме. А в Зальцбурге — со старым знакомцем (по «Леди Макбет Мценского уезда») вечно скандальным и дерзким австрийцем Мартином Кушеем.
Не секрет, что такие мэтры как Янсонс, сами выбирают себе режиссеров и певцов в постановки,
так что эти две фамилии возникли совершенно не случайно. Есть также вероятность, что концертная версия «Пиковой» доедет и до Люцерна. Будем ждать.
Фото Приски Кеттерер, Георга Андерхуба и Петера Фишли