Новогодние балеты в Лондоне

«Щелкунчик» в Ковент-Гардене

«Щелкунчик» в Ковент-Гардене

Лондон украсили к Рождеству. Великолепна сейчас и без того величественная, моя любимая Риджент-стрит. Но самая неотразимая, самая сказочная улочка находится в Ковент-Гардене, по пути в Королевскую оперу, на сцене которой танцуют сейчас «Щелкунчика». Она крошечная, эта улочка, всего несколько метров ширину и в длину. Между домами натянуты во множестве стальные нити, практически без просвета, с которых свисают длинные искрящиеся падающие капли. Хочется протянуть руки, и дождаться, когда такая капля упадет тебе на ладонь. Но чудо не происходит.

Зато чудеса не прекращается во время спектакля Королевского балета.

Великолепные декорации, имитирующие роскошную гостиную с нарядно украшенной елкой на заднем плане, милое семейство, готовящееся к торжеству, уютный, домашний, земной рождественский вечер (художница Юлия Тревельян Оман). Но вот завершается празднество, расходятся гости, и чудеса одно за другим сменяют друг друга.

«Щелкунчик» в Ковент-Гардене

Преобразуется сцена, и зритель видит, как увеличиваются в чудовищно огромных пропорциях елка, инвалидная коляска, в которой весь вечер мирно дремал старичок, а затем сцена превращается в снежное королевство, и огромные внушительные сосны вырастают на наших глазах, которые затем сменяются ажурной, хрупкой и опять-таки белоснежной Страной сладостей, куда несут золотые сани героиню нашей сказки — маленькую девочку Клару.

Потрясающая рождественская сказочная атмосфера,

приводящая в неописуемое состояние восторга и старого, и младого зрителя. Замечательный рождественский подарок для всех нас, эта традиционная постановка Питера Райта, созданная еще в 1984 году, пересмотренная в 1999 году, черпавшего свое вдохновение, однако, из оригинальной версии Льва Иванова от 1892 года, откуда и было привнесено ностальгическое, старомодное обаяние прошлого.

«Щелкунчик» в Ковент-Гардене

Это шоу с великолепной музыкой Чайковского, которая ритмична, приятна и понятна всем, не только русскому человеку, это шоу — восторг от начала до конца, но… если не вглядываться в детали.

Мне показалось, что репетиционный период для этого спектакля явно мог быть продлен. Ему явно не хватает завершенности, синхронности, отточенности, особенно в массовых сценах, и это типичная проблема английского балета. Во время премьеры артистам потребовалось минут десять-пятнадцать, чтобы «взлететь».

На сцене было полно небольших инцидентов

— в мастерской Дроссельмейера, в детских сценах, и только, может, быть, после танца кукол, в какой-то степени — вопреки всему — тоже инертного, температура стала явно подниматься, и зритель окончательно «согрелся» с Эммой Магир, живой, любопытной и очаровательной Кларой.

«Щелкунчик» в Ковент-Гардене

Удивительно, что и Королевский оркестр, что совершенно не типично для его высокопрофессиональных музыкантов, не мог найти нужный тон, и музыка Чайковского прозвучала вначале бесцветно, если не скучно. Дирижировал в тот вечер Коэн Кессельс, которого приглашают сюда достаточно регулярно с 2005 года, и который в прошлом сезоне дебютировал, в том числе, и в Большом театре. Но должна сказать, что после не совсем удачного старта дирижеру и музыкантам впоследствии удалось добиться, скажем, почти что совершенства.

Есть множество танцоров, которые привнесли свет, сказочное праздничное волшебство в свой танец.

В первую очередь, это, конечно же, солисты: очаровательная Эмма Магир (Клара) и Александр Кэмпбел (Щелкунчик). Эмму отличал высокий, уверенный прыжок, ей легко давались пируэты. Александр танцевал энергично, уверенно. Сахарная Фея Марианелла Нуньес и ее принц Тьяго Соареш — триумфальная пара, показавшая высокую танцевальную технику. И их танец происходил на фоне потрясающего королевства сладостей, созданного Юлией Тревельян Оман. Они мерцали ярко на сцене, подобно самым настоящим звездам, их танец был безупречным.

«Щелкунчик» в Ковент-Гардене

Король мышей Риойчи Хирано, упругий, энергичный русский танец в исполнении Тристана Дайер и Валентина Цуккетти были хороши. Китайский танец также снискал аплодисменты зрителей.

К сожалению, один из самых эффектных танцев — вальс снежинок, исполненный артистами Королевского балета, разочаровал. Я смотрю на фотографию, распространённую пресс-службой театра, с надписью «Восхитительно!», и

не нахожу на снимке хотя бы двух синхронно застывших на фото балерин.

Каждая из них танцевала сама по себе. То же самое можно сказать об арабском танце, одном из самых интересных, элегантных танцев, где партнеры Лоры Мак-Каллоч, Йоханнес Степанек, Эрик Андервуд и Томас Уайтхед даже вчетвером не смогли добиться чистоты и безукоризненности исполнения.

«Щелкунчик» в Ковент-Гардене

Я заметила, что после перерыва к гардеробу потянулись толпы зрителей, пришедшие на спектакль с детьми. Оно и понятно, ведь рождественские каникулы только начинаются. Поздний вечер, дети устали. Но мне кажется, что это была не единственная причина, почему уводили детей. Сказка закончилась!

Сказка закончилась в первом действии.

Второе действие — это просто концерт, состоящий из разных номеров, где танцоры выходили на сцену, «натянув» на лицо дежурную улыбку. И практически никакой связи с первым, разве только Клара со Щелкунчиком появлялись на мгновение и исчезали снова.

«Щелкунчик» в Ковент-Гардене

И все-таки, это был более чем приятный вечер! Это был сказочный вечер, и сказочное настроение удалось «донести» до дома.

Первое, что я сделала следующим утром — купила настоящую пушистую елку,

и украсила ее, хотя обычно мы ставим елку перед самым английским Рождеством, чтобы растянуть удовольствие аж до старого русского нового года. Но в этот раз, благодаря «Щелкунчику», все пошло по английскому сценарию.

Однозначно, что огромный коллектив Королевского балета потрудился на славу, чтобы создать это восхитительное — по атмосфере, по рождественскому настроению — шоу, но обидно, когда даже в дуэте партнеры начинают танец не с одной ноги. Не буду называть их имена. Наивно полагаю и верю, что зрители этого не заметили!

Фото: Johan Persson / ROH

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама