Парад старинных клавишных инструментов, который иногда устраивает пианист Алексей Любимов, неизменно вызывает чувства удивления и восторга перед «материализацией» культуры ушедших эпох. Поводом для нынешней встречи послужило творчество К.Ф.Э.Баха, сына великого И.С.Баха: «Карл Филипп Эмануэль — самый фантастический и непредсказуемый сын И.С.Баха, — считает А.Любимов, — не подвластный ни отцовскому методу композиции, ни галантному стилю двора Фридриха Великого, ни гамбургской рутине; фантазер и изобретатель, обеспечивший фундамент идей Гайдну и Бетховену».
Действительно, слушая его музыку, убеждаешься, что идти по пути сравнений бессмысленно: ничто не затмит гениальную мощь творчества старого Баха, но его сын стал провозвестником новой эпохи.
А.Любимов постарался представить инструментальное творчество своего героя во всей полноте: от учебных пьес до концертов с оркестром. Пианист много рассказывал перед каждым номером, стремясь максимально заинтересовать и увлечь слушателей. Но главное, что все опусы прозвучали адекватно тому, как их представлял автор, на инструментах, бытовавших в середине XVIII века. Незатейливые пьески из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» — первая «проба пера» маленького Карла Филиппа — были со вкусом и изяществом сыграны А.Любимовым на клавесине. Целая обойма «инструктивных» пьес была представлена пианистом на тайфель-клавире — прямоугольном (так называемом «столообразном») фортепиано, которое было сделано в Лондоне около 1780 года.
А вот фортепианные пьесы с оригинальным названием «Сольфеджио» оказались чем-то вроде этюдов — легких, блестящих пьесок, очень «вкусно» исполненных А.Любимовым. Вообще личное артистическое обаяние во многом предопределило успех этой программы.
Между тем такой быстрый переход от одного инструмента к другому требует от исполнителя чрезвычайного профессионализма: пусть это одно семейство клавишных, но каждый из инструментов требует своего особого прикосновения, у них разная атака звука, и порой даже заметно различаются размеры клавиш. Но для Алексея Любимова, казалось, этих трудностей не существовало, и, думается, ему доставляло удовольствие быть в этот вечер властелином мира клавишных инструментов.
Затем настал черед хаммер-клавира, для которого предназначались уже «серьезные» сочинения — сонаты. Именно как один из отцов классицистской сонаты вошел в историю К.Ф.Э.Бах, но его опусы в отличие от сонат Гайдна или Моцарта редко когда звучат. Любимов сыграл две сонаты, которые продемонстрировали всю изобретательность композитора в плане гармоний, смен фактурных приемов, штрихов, богатство которых служит для выражения самых разнообразных и тонких эмоций.
А следующим экспонатом стал клавикорд — инструмент тихого и деликатного тона. Для того чтобы его расслышать, зал должен был сидеть буквально не дыша, так как любой скрип или кашель мог заглушить игру артиста. Конечно, это инструмент для домашнего музицирования, но без него аромат эпохи не был бы передан столь полно, да и привыкнув к его динамической шкале, начинаешь находить прелесть в тихих шелестящих, чуть мистических звуках.
А завершила первое отделение Фантазия до мажор (вновь на тайфель-клавире), где, вероятно, зафиксирован стиль импровизации К.Ф.Э.Баха, поражавшего непредсказуемыми модуляциями и композиционными идеями.
Наверное, все самое главное было уже сказано, и прозвучавшие во втором отделении два концерта со струнными лишь дополнили в деталях портрет композитора. Вместе с А.Любимовым выступил струнный барочный ансамбль (руководитель — Игорь Должников) факультета исторического и современного исполнительства — детища самого Любимова. И в этот вечер артист мог гордиться, что идеи аутентичного музицирования, которым он без преувеличения отдает всю жизнь, дали ощутимые творческие плоды.
Евгения Кривицкая