Скандал с письмом мэтров по поводу замены Иксанова на Цискаридзе на посту гендиректора Большого театра России на днях имел прелюбопытное продолжение.
Ряд подписантов после широкой огласки названного письма, которое для российской общественности вовсе не предназначалось, а должно было лишь сыграть свою определённую роль в околокремлёвских интригах, спешно отозвали свои подписи. А некоторые, не ограничившись этим, пошли ещё дальше — принесли публичные извинения г-ну Иксанову.
Особенно отличились Елена Образцова и Марк Захаров.
Народные артисты СССР сетуют на то, что они де не знали о чём письмо, неправильно поняли его смысл и пр. Честно говоря, как-то неудобно за этих уважаемых людей становится, а их объяснения звучат сущим детским лепетом. Так и вспоминаются совсем недавнишние времена из нашей истории, когда заочные подписи от деятелей культуры под всякими письмами в ЦК КПСС с призывами «не пущать» и «не допущать» были самым обычным делом, весьма помогавшим обозначенным деятелям в их продвижении по карьерной лестнице.
Казалось бы, Образцовой и Захарову никакие карьерные лестницы уже давно не нужны. Да и времена другие. Зачем же они подписывали письмо, которого не читали и содержание которого плохо поняли? Чтобы потом на всю страну вот такие поклоны отвешивать и выглядеть не вполне прилично?
В письмах Образцовой и Захарова содержатся преинтереснейшие пассажи, пройти мимо которых никак нельзя.
Захаров: «Я не имею никаких прав и оснований обсуждать Вас, как многолетнего и опытного руководителя главного театра страны, имеющего многочисленные награды и поощрения от правительства РФ и зарубежных организаций». А собственно говоря — почему? Неужели награды и поощрения когда-нибудь являлись гарантами от некомпетентности и непрофессионализма или даже грехов похуже? Как известно, «чины людьми даются…»
Образцова: «Мне сказали, что Ваш контракт не продлен, и боясь того, что в театр могут прислать человека некомпетентного в музыке, я подписала письмо». То есть г-н Иксанов, проработав 12 лет на стройке по реконструкции ГАБТа, вдруг стал компетентным в музыке?
Впору расплакаться от трогательного простодушия нашей оперной дивы…
Третий отказник – Зураб Соткилава в интервью «Известиям» рассказал не менее душещипательную историю, как его обманул Николай Цискаридзе, неверно изложив содержание письма, а самого письма Соткилава прочитать не удосужился. Так и хочется сказать что-то афористичное о наивном грузинском теноре, типа: «Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад!»
На самом деле это — очень показательная история. Показательная во всех смыслах. И в отношении того, кто в доме (то бишь в стране) хозяин, и как власть у нас относится к культуре, к её самым именитым представителям, и как эти представители до сих пор этой власти панически боятся.
Те, кого мы привыкли почитать за совесть нации, оказываются просто флюгерами, пугливо пытающимися сделать хорошую мину при плохой игре, когда в силу тех или иных обстоятельств они не угадали «откуда ветер дует»…
Но если ситуацию с «пугливостью» Захарова и Соткилавы ещё понять можно — работать им в России, слава их ограничена постсоветским пространством — то чего боится Образцова, имеющая мировую репутацию и по большому счёту никак не зависящая от подачек российских властей, уразуметь очень трудно. А может быть это не пугливость вовсе, а что-то более серьёзное? Так и вспоминается интересный эпизод сорокалетней давности о ходаках-габтовцах по цековским коридорам, колоритно изложенный в достопамятной автобиографической книге Галины Вишневской…