16 мая не стало Александра Пономарёва — основателя Детского хора «Весна» и его бессменного руководителя на протяжении почти полувека. В минувшую субботу в фойе Большого зала Московской консерватории состоялось прощание с Мастером.
Имя Пономарёва ещё при его жизни вписано золотыми буквами в историю русского хорового исполнительства. Чудо, которое удалось ему совершить, с одной стороны очень простое и понятное, с другой – необъяснимое до сих пор. Именно с его коллективом – с ныне всемирно известным Детским хором «Весна» – детское хоровое творчество перестало рассматриваться в нашей стране как что-то несерьёзное, призванное лишь вызывать умиление взрослых, но как абсолютно самодостаточное и вполне академическое искусство. Во многом Пономарёв был первопроходцем. Конечно, перед его глазами были примеры старших товарищей, прежде всего Георгия Струве, были и другие хормейстеры, искавшие новые формы выразительности, новые возможности для детского исполнительства, но именно Пономарёву удалось поднять свой коллектив на недосягаемый уровень качества, вывести «Весну» на мировую арену и снискать ей славу по всему земному шару.
Действительно, сегодня «Весна» признана везде: многочисленные победы на международных конкурсах и фестивалях, включая самые непростые, такие, например, как старейший в итальянском Ареццо, гастроли по всему бывшему Советскому Союзу и в мировом масштабе – от Канады до Японии – всё это вехи полувекового творческого пути уникального коллектива. Уникальность его проявляется во всём. Прежде всего, это всегда узнаваемый, очень индивидуальный «весновский» звук, изначально взращенный основателем хора в западных традициях хорового пения – по признанию самого Пономарёва, в первые годы творчества образцом для него служил литовский хор «Ажоулюкас». Сюда же можно отнести исключительную музыкальность исполнения, тонкую и вдумчивую подачу материала – именно эти качества «Весны» всегда привлекали к ней внимание больших музыкантов, которые считали для себя сотрудничество с этими детьми огромной честью.
«Весна» как известно, выросла из обычного жэковского кружка, каких было и есть по нашей стране миллионы. Этому принципу Пономарёв оставался верен всегда: первоначальный отбор детей по музыкальным данным был минимальным, фактически в «Весну» брали всех. И начинали кропотливую работу по развитию музыкальных задатков каждого – какими бы скромными они не были. Разумеется, в процессе обучения селекция была неизбежна – слишком серьёзное и ответственное это дело, академическая музыка. Но те, кто искренне был заинтересован в самосовершенствовании, кто страстно хотел постичь все эти премудрости и погрузиться в этот сложный, но удивительный мир, были поощряемы и получали сторицей.
Пономарёв обладал удивительным даром убеждать, заинтересовывать: детям всегда было с ним увлекательно, на его занятиях они узнавали и постигали многое из такого, с чем в обычной жизни рядовые московские сначала советские, а потом российские школьники никогда бы не встретились. Суметь донести до детей и сделать для них родными все эти премудрости классической музыки – это ведь совсем не просто.
Уникален репертуар «Весны». С самых первых дней существования коллектива первоклассный вкус её руководителя подарил детям возможность соприкосновения с самыми прекрасными образцами музыкального искусства, с настоящей музыкой. Конечно, были и пионерские песни Чичкова, и идеологически выдержанные кантаты Кабалевского, но не они составляли основу репертуара «Весны» — ещё в советские годы хор пел много такого, что в нашей стране можно было услышать только в его исполнении. Крупная форма – кантаты, оратории, отрывки из опер, бесчисленные хоровые миниатюры, лучшие образцы современной музыки вплоть до самых изощрённых изысков авангардизма – всё это было в репертуаре простых ребят из Медведкова, Бабушкина, Отрадного… Одно это вызывает удивление и восхищение, не может не восприниматься как чудо. Именно благодаря дару Пономарёва убеждать и заинтересовывать этим сложным репертуаром, благодаря погружению в этот мир, происходил духовный рост его подопечных, которых он просвещал, которым он прививал вкус и понимание искусства.
Во многом «Весна» уникальна и как социальное явление, как коллектив (словечко, которое Пономарёв очень не любил, что и понятно – в эпоху тотальной «коллективизации» нашей жизни оно не могло не вызывать аллергию у мыслящего человека): здесь свои строгие правила, свой распорядок, своя система отношений между детьми, между ними и педагогами – вторую подобную, наверно, нигде больше не сыскать. Социализация, которую здесь получают дети, совсем иного рода, чем ту, что они естественным образом обретают в семье и в школе, и этот опыт благородного служения прекрасному, которому их здесь учат сызмальства, даёт каждому уникальный духовный фундамент, жить с которым потом – вне зависимости от того, станешь ты музыкантом или нет – необыкновенно сложно (потому что кругом бездуховности – море), но одновременно и удивительно приятно и даже где-то почётно.
Дни скорби минуют и в памяти благодарных учеников Александр Сергеевич навсегда останется удивительно интересным человеком, умевшим с энтузиазмом и юмором ввести их в сложный, но притягательный мир прекраснейшего из искусств. Задача сегодняшней «Весны» — не растерять всё то ценное, что создал здесь Пономарёв своим титаническим трудом и искренним стремлением сделать нашу жизнь лучше и красивей. Пожелаем же школе Пономарёва удачи на этом непростом, но достойном пути!
Александр Матусевич, Бостон