Ложка дёгтя

Симфонический оркестр Фландрии / Symfonieorkest Vlaanderen

«Испания!» — так называется новая программа Симфонического оркестра Фландрии. Дирижирует программой англичанин Ян Латам-Кёниг, знакомый российским слушателям своей постановкой «Лоэнгрина» в «Новой опере» в Москве и с недавних пор главный дирижёр этого театра. Солист вечера – бельгийский пианист Ян Мехилс.

В первом отделении исполняется «Выход ночной стражи в Мадриде» Боккерини и сюита для фортепиано с оркестром «Ночи в садах Испании» де Фальи. О втором отделении – немного позже.

Очаровательная в своей непосредственности и живописности музыка «Ночной стражи» – это струнный квинтет Боккерини, оркестрованный Л. Берио в 1975 году. Незамысловатая по гармониям и удивительно ясная по замыслу пьеса на одном только crescendo и diminuendo даёт увидеть выход и последующее удаление отряда латников при полном параде. Блеск кирас почти воочию обрисован флейтой-пикколо. А уж о бенефисе ударных и говорить нечего.

Пианист Ян Мехилс, довольно регулярно выступающий с этим оркестром, играет сюиту де Фальи фантастично, каждая нота в импрессионистических пассажах ясно артикулирована, всё выстроено и сыграно в прекрасном балансе с оркестром и создаёт замечательное впечатление. Публика приняла с буквально детской радостью прелесть первого произведения и долго благодарила за второе.

О втором отделении концерта рассказать в мажорных тонах не удастся.

Современный, ныне здравствующий и вышедший на сцену за своей порцией аплодисментов композитор Бодуэн Кокс представил на суд публики Концерт для фортепиано с оркестром. Солист и оркестр те же, дирижер всё так же точен, ясен и эмоционален, впечатление – мрачное.

Слушая это произведение, невольно вспоминаешь модную в середине двадцатого века тему в фантастике о бунте машин и победе механизмов над человеком. На самом деле человека побеждает человеческое тщеславие. Двадцатисемиминутный Концерт Кокса – не что иное, как компьютерная программа, со всемозможными «одиннадцатиолями» и «тринадцатиолями» по четвертьтонам, которые нужно на добавочный счет на семь уложить на дикой скорости в четырехударный размер. При этом первый пюпитр струнных должен пропустить 1-ю, 6-ю, 9-ю, 13-ю и, скажем, 24-ю и 26-ю ноту в этом пассаже, а 3-ю, 9-ю и 19-ю сыграть pizzicato, а 4-ю и 23-ю сыграть arco, – что физически трудновыполнимо, а главное, к музыке, получаемой при этом, не имеет никакого отношения. Следующий пюпитр должен так же пропустить другие ноты (список прилагается), а ущипнуть соответственно, пошагово следующие... и т.д. – смотри список заданий первого пюпитра. И так страницами.

Результат алгоритма компьютерной задачи налицо, пропуски, щипки и тычки по пультам – тоже, а что получается в итоге? Пианист то шлепает ладонями по клавишам, то перебирает их меланхолично... эффект при этом такой, как если бы кошка прошлась по клавиатуре. Валторнисты шумно дышат в мундштуки. Разве это ново? Результат: утомительный шум и какофония без малейшего отдыха хоть на двух консонантных нотках, но затем автор гордо выходит кланяться. Что это, как не победа машин, совершенная человеческими руками? Компьютер Кокса тщеславием не страдает и на сцену не стремится. Публика аплодирует мужеству музыкантов. К тому же как-то не совсем ясно, при чем тут Испания. И чем она так насолила Коксу.

После всего этого, когда оркестранты могут вынырнуть из нот, куда они ушли по плечи, взмокнув от напряженного счёта, и просто распрямить спины, сюита Бизе из «Кармен» звучит просто как подарок. Какие волшебные звуки – вступление к третьему акту «В горах», какой дивный фагот в «Драгуне из Алькала», какой прекрасный, пусть и до судорог знакомый «Тореадор». Просто кислородная подушка после безвоздушного пространства предыдущего «композитора».

Меня удивляет не то, что с такими вещами давно принято запросто выходить на публику. В конце концов, люди в зале смирятся, послушают и с облегчением забудут, тем более, они всё простили после Бизе. Удивительно то, что творцы предлагают такие тексты профессионалам – исполнителям, которым предстоить это не потерпеть разок, выслушав, а анализировать, разучивать и неоднократно играть. На что рассчитывают авторы, предлагая такие опусы «своим», которые яснее ясного видят, что король гол? Совершенно непонятно.

реклама