Музыканты Берлинского филармонического оркестра осваивают новые пространства и новое время суток.
24 сентября в Берлине прошла «Ночь филармонии» – солисты одного из главных оркестров мира, Берлинского филармонического, играли несколько концертов на крыше, в залах и подвалах клуба Radial System V. Предполагалось, что слушать их можно, лежа на циновках, сидя на подоконниках или стоя. Екатерина Статкус до начала программы поговорила с придумавшим все это Фолькертом Уде, программным директором клуба, признанным в прошлом году лучшим менеджером Германии в сфере культуры, а потом описала свои впечатления от услышанного и увиденного.
— Почему вы решили разобрать на части один из самых монолитных оркестров в мире?
– Знаете, Берлинский филармонический – это прежде всего музыканты мирового класса, вот мы и представляем их как солистов. Кроме того, они исполнят те произведения, которые для каждого из них особенно дороги.
– То есть вы не участвовали в выборе программы?
– Нет, вместе мы только распределяли пространство – кто где будет играть. А что касается программы, она получилась пестрой: восемнадцатый век и девятнадцатый, много новой музыки, танго, джаз – в необычных сочетаниях.
– А вообще какую публику ожидаете?
– Сгорающих от любопытства поклонников Берлинского филармонического и всех, кому интересны новые пути классической музыки.
– Вы бы, кстати, советовали слушателям как-то готовиться к подобным концертам?
– Я бы посоветовал просто рассчитать время и прийти за несколько минут до начала, желательно, конечно, отдохнувшими. И внутренне нужно быть готовым к тому, что один человек физически не сможет услышать всё в этот вечер, поэтому лучше приходить со знакомыми, чтобы потом можно было обменяться впечатлениями. Видите ли, для таких мероприятий необходим «оркестр слушателей».
– Вы разрешаете слушателям довольно много: лежать или, наоборот, свободно передвигаться по залу, но есть все-таки что-то, чего слушателям делать совсем нельзя?
– Как я уже сказал, главное – не опаздывать. Кто придет позже, тот полжизни потеряет. Мы закрываем двери, как только начинается концерт.
– Вообще-то в клубе довольно часто проходят ночные концерты, вместо стульев лежат циновки. Скажите, вы расстраиваетесь, когда в зале кто-то засыпает?
– Я сам – нет, но понимаю, что могут огорчиться те, у кого рядом захрапел сосед. Хотя, честно говоря, такое случается редко; как правило, слушают даже внимательнее, чем на обычных концертах.
– Перед некоторыми поздними концертами в клубе проводятся занятия йогой – это для повышения концентрации?
– Да, но это, можно сказать, случайно получилось. У нас есть один молодой куратор, по совместительству преподающий йогу, поэтому произошла такая естественная комбинация.
– Есть ли еще проекты с классической музыкой в ближайшее время?
– В следующем проекте осуществится чудесная идея домашнего концерта и Web 2.0. Восемьдесят пианистов из Берлина приглашают – с помощью ютьюб-роликов – прийти к ним в гости и послушать их. Все концерты пройдут в предпоследние выходные октября. А поздним вечером «Фортепианный город» соберется у нас в клубе.
Клуб Radial System V находится во Фридрихсхайне – районе бывшего Восточного Берлина, куда недавно переместился центр ночной жизни города. Достопримечательностей здесь почти нет, разве что река Шпрее и индустриальные постройки начала ХХ века. Вот и здание клуба – это насосная станция 1905 года, откуда раньше в другие городские районы поступала вода. В 1999-м неподалеку построили современную станцию, и функции водоснабжения перешли к ней, а четыре года назад, когда появился клуб, на старом месте возникла новая жизнь.
Создатели Radial System – это Йохен Зандиг (муж звезды современной хореографии Саши Вальц), отвечающий здесь за программу современного танца, и Фолькерт Уде, испытывающий формы существования классической музыки в новом мире. Philharmonische Nacht – один из таких экспериментов. Концерты проходили на четырех площадках клуба (не везде обязательно было лежать). В том числе и в непривычно маленьком пространстве: скрипачка Джулия Гартеманн и виолончелист Мартин Менкин играли «Буколики» Витольда Лютославского под крышей башни в маленькой гостиной, вместившей двадцать слушателей. Чтобы попасть в их число, нужно было бросать кости. Всего же на «Ночь» было продано семьсот билетов.
Главные музыкальные впечатления вечера (все-таки трудно говорить «ночи», потому что все закончилось к 00.00) – это Секвенция V для тромбона Лучано Берио в интерпретации Томаса Лейендекера, собственные сочинения скрипача Хольма Биркхольца и «Третья конструкция» Джона Кейджа в исполнении группы ударных.
Спать не пришлось, наоборот – пришлось быть поактивнее: бегом, еще один лестничный пролет, теперь лифт, быстрее, быстрее, сейчас ведь закроют двери. Свое слово устроители сдержали: если вы пришли всего на пару минут позже, то уже не могли попасть в зал. В строгости этого правила, возможно, главный сюжет вечера: мы на свободном празднике музыки, но мы все-таки помним, ради чего и кого мы сюда пришли. Играют музыканты Берлинского филармонического; тот, кто хочет послушать их лежа, может подняться в верхние студии и лежать, кому милее традиционные кресла – пожалуйста, проходите в зал. Если вы хотите одновременно есть, пить и слушать – в фойе ретранслируется звук, но нельзя увидеть музыкантов. Все предельно уважительно и четко.
Может быть, поэтому клуб, который мог бы стать пристанищем диких маргиналов, стал на деле приютом нового академизма. И в прозвучавшей в начале вечера фразе Фолькерта Уде: «Мы открываем сегодня филармонию на реке» – ключевое слово по-прежнему «филармония».
Екатерина Статкус, openspace.ru