Концерт памяти Важи Чачавы в «Новой опере»
14 марта 2012 года в московском театре «Новая опера» состоялся концерт памяти выдающегося грузинского пианиста Важи Чачавы. Прошло менее полугода с ухода великого музыканта, а в Москве это уже второе крупное памятное мероприятие в его честь. И это не случайно: Важа Чачава был не просто концертмейстером, педагогом, пусть и знаменитым, но человеком, в своем деле составившим целую эпоху, утвердившим свой исполнительский стиль, образец музицирования.
Важа Чачава был знаменит своим сотрудничеством с выдающимися отечественными вокалистами, с которыми он всегда музицировал на равных. В тандеме «певец – концертмейстер» само собой вроде бы понятно, кто главный, а кто как бы «в помощь». Но с Чачавой было всё иначе – и, разумеется, не оттого, что он лез на первый план, тянул одеяло на себя – с таким бы концертмейстером вряд ли бы любили выступать. Чачава умел так подать любого певца, создать вокруг его голоса такую музыкальную ауру, что, казалось, у него и камень запоёт гениально. Это был, безусловно, божественный дар: хороших концертмейстеров не так уж и мало, но такой как Чачава – всего один…
Памятный концерт выдержан был в формате камерного вечера – хотя некоторые номера программы представляли собой арии из опер, в основном прозвучали произведения для концертной эстрады. Тем не менее, прошёл вечер на сцене оперного театра, чему есть и своё философское объяснение: Чачава был не просто пианистом, другом артистов-вокалистов, но и сам – большим артистом, что всегда находило отражение в творимых им звуках. Непростая задача выпала на долю концертмейстеров «Новой оперы» Анны Маргулис и Екатерины Маклярской – соответствовать высокой планке Чачавы очень трудно, но в целом они справились с задачей и планку держали высоко.
Открыла вечер Елена Образцова – именно великая певица в далеком 1977 году увезла Чачаву из Тбилиси и подарила его Москве – и на долгие годы русская столица получила эталон концертмейстерского искусства, наслаждаться которым имела возможность три десятилетия. Образцова спела «Ave Maria» Каччини и «Oh, quand je dors» Листа очень интимно-камерно, на тончайшем мецца-воче, словно напевая колыбельную дорогому и далекому теперь уже другу. Это было гениальное решение: оно задало и тон всему вечеру, где искусство каждого певца творится не для самопоказа, а для него, для Чачавы, и представило певческое искусство самой дивы в наилучшем возможном сегодня свете.
Запомнились выступления бывшей солистки «Новой оперы», сделавшей на Западе первоклассную карьеру, Любови Петровой. В ее исполнении прозвучали ария Клеопатры из оперы Генделя «Юлий Цезарь», романсы Римского-Корсакова и Рахманинова. Класс артистки необычайно высок: точность и музыкальность исполнения сочеталась со скрупулезным следованием стилю каждого произведения и исключительной эмоциональной достоверностью. При всём богатстве голосов солистов «Новой оперы», пение Петровой заметно отличалось утонченностью и даже рафинированностью вокализации.
От «Новой оперы» выступили семь солистов. К наибольшим удачам вечера стоит отнести романсы Чайковского, спетые Татьяной Смирновой и Ильёй Кузьминым с тонким профессионализмом и подкупающе искренними эмоциями. Очень понравилась молодая солистка театра, его недавнее приобретение Елизавета Соина, проникновенно и очень красивым голосом исполнившая арию из пуччиниевской «Сестры Анжелики». Вокал Маргариты Некрасовой и Сергея Артамонова по-настоящему роскошен, однако выделки и какого-то лоска опытным певцам несколько не хватает. Выступления Ирины Ромишевской и Натальи Креслиной были профессиональны, но не столь запоминающимися.
В целом вечер получился: театр сумел составить программу разнообразной, подчеркнув тем самым широкую палитру творческих интересов Важи Чачавы, волшебным рукам которого были равно подвластны и распахнутые эмоции оперных арий, и интимность романсовой лирики.
Иллюстрация: Иван Пирогов. Портрет пианиста Важи Чачавы