Первой балетной премьере сезона в Большом театре посвящается…
18 ноября на обновленной Основной сцене большого театра состоялась премьера новой редакции знаменитого балета Чайковского – Петипа «Спящая красавица», которую мэтр отечественной хореографии Юрий Григорович осуществил на этот раз в сотрудничестве с итальянской командой оформителей – сценографом Эцио Фриджерио и художником по костюмам Франкой Скуарчапино. Но в настоящих заметках, с которыми я намеренно не торопился, желая приурочить их к этому событию, о премьере в Большом пока что не будет сказано ни слова (надеюсь, что такая возможность мне еще представится). Так случилось, что совсем недавно, в конце октября, мне довелось побывать в Краснодаре. Основной целью поездки стала премьера одноактной комической оперы Доницетти «Колокольчик», но поскольку сразу же на следующий день в афише краснодарского Театра балета Юрия Григоровича стояла «Спящая красавица» в костюмно-сценографическом оформлении Симона Вирсаладзе, отказать себе в удовольствии увидеть этот спектакль было решительно невозможно.
Прежде всего, меня привлекала возможность увидеть этот спектакль на базе театра, на его родной большой сцене, чтобы уж на сто процентов быть уверенным, что это никакая не адаптация к гастрольным условиям, что всё было поставлено именно так, а не иначе. Другой аспект моего интереса заключался в том, что изумительную воздушно-легкую «приглушенную» сценографию и «не кричащие цветом», но при этом пастельно-насыщенной гаммы костюмы Симона Вирсаладзе, полностью подчиненные задачам танца и пластики, в новой постановке Большого театра, о которой я упомянул вначале, уже не увидишь… Был и еще один аспект, который лично для меня очень важен, – то, что присутствовал я на самом обычном афишном спектакле, ибо уверен, что реальный уровень труппы можно оценить не на шумной премьере или специальном гастрольном событии (когда завтра должны появиться статьи в газетах, и поэтому все выкладываются на пределе), а именно в условиях рядового спектакля на стационаре. Ведь если коллектив по-настоящему профессионален, и его участники каждый раз выходят на сцену «делать искусство» для собравшейся в зале публики, то, независимо от конъюнктуры показа, этот профессионализм всегда обеспечит спектаклю и высокий технический уровень, и эмоциональный «драйв». Мое посещение «Спящей красавицы» 30 октября показало, что на самом деле так оно и есть – и это стало, пожалуй тем главным, что я с удовлетворением для себя отметил.
Сегодня труппа краснодарского Театра балета Юрия Григоровича – одна из самых молодых и динамично развивающихся балетных коллективов. Сегодня Театр балета Юрия Григоровича вместе с Музыкальным театром выступают в качестве самостоятельных институтов в составе обширной структуры Творческого объединения «Премьера» имени Л.Г. Гатова. На мой взгляд, именно они и являются той самой академической «альфой и омегой», на которой и зиждется всё это уникальное «музыкальное здание». Немного истории: первое выступление Ансамбля классического танца Творческого объединения «Премьера» краснодарская публика увидела в начале 1992 года. Этот ансамбль и стал основой теперешнего Театра балета Юрия Григоровича. Впервые выдающий русский хореограф появился в Краснодаре в 1996 году: в год 90-летия со дня рождения Дмитрия Шостаковича он поставил здесь Сюиту из балета композитора «Золотой век». Этот проект стал рождением нового коллектива, который именно тогда впервые заметили и о котором по-настоящему и всерьез стали говорить в прессе: наряду с Москвой, Парижем, Санкт-Петербургом, Омском и Нижним Новгородом, Краснодар стал одним из городов, официально включенных в программу проведения масштабного музыкального фестиваля «Шостакович и мировая музыкальная культура».
Этот весьма успешный старт и положил начало дальнейшему сотрудничеству Юрия Григоровича с Краснодаром – сотрудничеству, которое продолжается и по сей день. Но ничто не бывает просто так: если бы опытный взгляд маститого хореографа не разглядел скрытый потенциал этой труппы, возможно, Сюита из «Золотого века» так и осталась бы его единственной работой в этой труппе, но он поверил в ее возможности, а присутствие Мастера словно окрылило артистов. За пятнадцать лет (с 1996 года) Юрием Григоровичем в качестве художественного руководителя своего театра была сформирована основа его классического репертуара (в основном, за счет новых редакций собственных постановок: сегодня все они представлены в афише). Сейчас в репертуаре театра – пятнадцать его полнометражных постановок. Это «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Корсар», «Жизель», «Раймонда», «Ромео и Джульетта», «Дон Кихот», «Баядерка», «Спартак», «Золотой век», «Тщетная предосторожность», «Каменный цветок», «Легенда о любви», «Иван Грозный». Плюс еще «Чиполлино» в постановке Генриха Майорова, а также две сборные программы «Шедевры русского балета» и «Шедевры “Русских сезонов в Париже”».
Сегодня труппа краснодарского Театра балета Юрия Григоровича насчитывает более ста человек – число внушительное! Сегодня это коллектив, сохраняющий незыблемую верность академической традиции русского балета. Сегодня это еще и театр, ведущий интенсивную гастрольную деятельность как внутри страны, так и за рубежом. В частности, неоднократно и подолгу труппа выступала на сцене Мариинского театра в Петербурге и лишь «мимолетно», с одним единственным представлением «Ивана Грозного» на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, в 2007 году появилась Москве. Тот давний краткосрочный визит был приурочен к 70-летию образования Краснодарского края и 215-летию со дня освоения казаками кубанских земель. В географии зарубежных гастрольных маршрутов театра – такие страны, как Франция, Испания, Португалия, Норвегия, Япония, Болгария, Австрия, Турция, Великобритания, США и Германия, а из стран «ближнего зарубежья» – Украина и Казахстан. Совсем недавно труппа вернулась из Греции, где в конце октября дала серию из девяти представлений: 5 спектаклей – «Лебединое озеро», 4 спектакля – «Спартак». Огромнейший (вместимостью 2,5 тысячи человек) зрительный зал современного афинского театра «Бадминтон», построенного в качестве одного из объектов культурной программы Олимпиады-2004, оказался полностью проданным на все представления! Несмотря на волну экономического кризиса, в последнее время серьезно захлестнувшего Грецию, для названной прокатной площадки это был первый случай невиданного доселе аншлага. И это, конечно же, не может не вызывать чувства законной гордости за наших артистов! В начале следующего года, в соответствии с планами на текущий сезон, Театру балета Юрия Григоровича предстоят большие продолжительные гастроли по городам США.
Но вернемся к «Спящей красавице» в Краснодаре. Планомерно осуществляя постановки классических балетов, Юрий Григорович не спешил обращаться именно к этому названию, считая, что для такого феерически-дивертисментного спектакля труппа должна набраться необходимого опыта, поэтому, несмотря на настойчивые уговоры администрации театра, сначала он всё-таки осуществил постановку Сюиты из этого балета. Что и говорить, «Спящая красавица» – один из тех классических шедевров, в котором размытая и очень условная сказочная конфликтность драматургии отступает на второй план, на первый план выдвигая Его Величество Классический танец. Даже несмотря на зрелый симфонизм музыки Чайковского, несвойственный балетной «музыке для ног», всё еще практиковавшейся и в конце XIX века, «классические фигуры» Петипа в этом балете предстают «феерией ради феерии», «танцами ради танцев», красотой музыки и движения ради эфемерной эстетической красоты. Но помимо слаженного кордебалета и исполнителей главных партий, труппа должна обладать и большим количеством опытных солистов и корифеев, ведь наисложнейшие дивертисменты в прологе и третьем акте предстают, словно «мини-балеты в балете». Заметим, что, как и предыдущее возобновление спектакля Большого театра, осуществленное Юрием Григоровичем в 1973 году, краснодарская постановка также идет с одним антрактом – между первым и вторым актами. А ведь когда-то она шла в Большом с тремя антрактами и первоначально была поставлена, что называется, «по максимуму». Но от той громоздкой танцевальной конструкции – и балетмейстер-постановщик это прекрасно осознавал – со временем многое должно было неизбежно отпасть. Так и произошло. В результате в Москве устоялась привычная еще для вчерашнего зрителя Большого театра двухчастная редакция (забегая вперед, лишь стóит заметить, что и нынешняя новая версия Юрия Григоровича в Большом театре имеет всё тот же двухчастный прокатный формат).
Понимаю, что многих разочарую, когда скажу, что дивертисментность увиденной мною постановки в Краснодаре сокращена еще более существенно. Да, сокращена, но зато двухчасовой, не считая антракта, спектакль (примерно по часу на каждую часть), смотрится удивительно цельно, компактно, а развитие его сюжетной линии происходит на редкость естественно и динамично. Очень часто, сидя на «Спящей красавице», купаясь в океане ее дивертисментного пиршества и, несомненно, получая от этого эстетическое наслаждение, порой даже забываешь, на какой балет ты пришел, ибо линия главных героев Принцесса Аврора – Принц Дезире, несмотря на ее избранную развернутость, всё равно утопает в обилии танцевальных эпизодов других волшебных персонажей. Для феерии это здорово, для драматургического развития сюжета, наоборот, плохо. Так что краснодарская версия Юрия Григоровича – это попытка укрупнить основную сюжетную линию за счет максимального купирования побочного танцевального текста. Григорович ставил этот спектакль, исходя, прежде всего из возможностей труппы, и на мой взгляд, эта его затея на данном этапе объективно оправдана. Сначала молодая труппа освоила сюиту из «Спящей красавицы», затем – эту, я бы сказал, отчасти компромиссную версию. И абсолютно ничего «криминального» и предосудительного в ее появлении нет! Я вполне допускаю, что по мере дальнейшего совершенствования мастерства труппы и пополнения ее новыми солистами и корифеями, недостающие купюры в этой постановке можно будет и восстанавливать по мере востребованности. Почему бы и нет? Но и в том компактном виде, в каком этот спектакль идет сейчас, он, без сомнения, имеет полное право на существование, тем более что всё в нем очень логично и продуманно: в этой работе по-прежнему ощущается «масштабно-зримый» почерк большого Мастера, уникальное хореографическое видение, которого невозможно спутать ни с чьим другим.
Спешу сказать, что знаменитая танцевальная композиция пролога с Феей Сирени и Феями добра (Нежности, Беззаботности, Щедрости, Резвости и Смелости) осталась на месте, хотя хореографическое антре с Феями добра, подносящими дары новорожденной Авроре, опущено. В первом акте чуть-чуть «просеяны» вспомогательные корифейские ансамбли, во втором несколько по-новому «визуально прочитывается» знаменитый дивертисмент с видéнием Принцессы Авроры, которое для Принца Дезире «организует» Фея Сирени. Из третьего акта полностью исключен па-де-катр Фей драгоценностей (Бриллиантов, Сапфиров, Золота и Серебра) и вариация Феи Сирени, шедшая перед финальным па-де-де и в свое время специально поставленная Юрием Григоровичем, а из четырех пар героев волшебных сказок Красная шапочка и Серый волк выходят теперь лишь в финальной коде. Вообще, там, где только возможно, уменьшена доля мимического действа и характерных танцев, но крестьянский танец в начале второго акта сохранен. И, конечно же, сохранена главная хореографическая находка Юрия Григоровича – партия Злой Феи Карабос. Острохарáктерная глубина ее выделки, воплощенная симбиозом танцевально-мимических средств, просто феноменально притягательна! Она как раз и служит тем драматургическим стержнем, который постоянно выводит феерию «танцев ради танцев» в осмысленное хореографическое действо «с сюжетом и развитием». В этой травестийной партии, коей и является партия Злой Феи Карабос, очень интересно и убедительно ярко во всех отношениях показал себя Сергей Баранников.
Премьера «Спящей красавицы» в Краснодаре состоялась 26 октября 2008 года. Главные партии в тот день исполнили солистка Большого театра Нина Капцова (Аврора) и Инь Даюн (Дезире). Во втором премьерном составе его партнершей была ведущая солистка этого театра Екатерина Конобеева. Именно этот состав я и увидел на осеннем спектакле – и эта пара однозначно произвела на меня самое что ни на есть благоприятное впечатление. Техничная, с уверенным балеринским апломбом, женственно притягательная, с красивыми линиями и одухотворенной эмоциональностью, Екатерина Конобеева танцевала саму молодость, само искреннее и чистое желание жить безмятежной и радостной жизнью, наполненной лишь красотой и гармонией. Первый выход Авроры и адажио с четырьмя кавалерами сразу же задали высокую планку исполнения всей партии в целом. Екатерина Конобеева убедительна была и в сцене видéний второго акта, и в финальном па-де-де третьего акта. Ее «сказочный принц» Инь Даюн – выходец из Китая, давно ассимилировавшийся в нашей стране: Россия стала для него «второй родиной», а Театр балета Юрия Григоровича – его постоянным творческим домом. В партии Принца Дезире Инь Даюн продемонстрировал хорошую артистическую форму, в сольных вариациях показал по-настоящему темпераментный мужской танец, в ансамбле с солисткой предстал надежным партнером. Работа с Юрием Григоровичем, несомненно, стала важной вехой его профессионального развития и последующего совершенствования.
Для Марии Томиловой выступление в партии Феи Сирени стало ее дебютом в этой роли. Данная партия не столько сложна технически, сколько предъявляет к исполнительнице повышенные требования в плане элегантности и изысканности танцевального стиля, ведь Фея Сирени, на мой взгляд, должна излучать столько доброты, сколько излучают ее пять Фей добра из пролога вместе взятые. И Мария Томилова вполне убеждает, что она и есть «настоящая» Фея Сирени. Очень хорошо в своих сольных вариациях показали себя Ирина Груздева (Фея Нежности), Анастасия Стеценко (Фея Беззаботности), Ксения Бурмистрова (Фея Щедрости), Елена Лузина (Фея Резвости) и Марина Лузина (Фея Смелости). Этот парад вариаций идет практически в самом начале спектакля – и, честно говоря, еще задолго до первого выхода Авроры, высокая техническая выучка этих солисток меня просто поразила! Елена Лузина и Владимир Морозов в третьем акте феерически зажигательно и, я бы сказал, с успехом, не меньшим, чем в этот вечер выпал на долю пары главных героев, исполнили классическое па-де-де Принцессы Флорины и Голубой птицы. Кстати, Владимир Морозов – еще один исполнитель партии Принца Дезире в этой постановке. И, на мой взгляд, несмотря на то, что в его актерском резюме есть и героические роли (Спартак и Борис в «Золотом веке»), партия Голубой птицы однозначно показала, что заочная «экстраполяция» творческих возможностей исполнителя на партии классических принцев абсолютно оптимистична: героическое вовсе не отменяет в нем лирического и романтического, а изысканность мелкого штриха в рисунке танца, очевидно, еще придет с опытом практической наработки стиля от спектакля к спектаклю. Среди других персонажей волшебных сказок хочется отметить очень органичный дуэт Марины Лузиной (Белая кошечка) и Андрея Иванова (Кот в сапогах).
И наконец, этот спектакль показал также, что труппа Театра балета Юрия Григоровича укомплектована совершенно потрясающим кордебалетом – линию танцовщики держат превосходно, рисунок ансамблевого танца создают замечательный. К сожалению, в вальсе первого акта в этот вечер не были задействованы воспитанники Краснодарского хореографического училища, поэтому рисунок этого номера выглядел не привычно помпезным, а несколько «рыхлым», не заполнявшим перестроениями всё пространство сцены (заметьте, в Краснодаре, почти с начала 90-х годов прошлого столетия, есть и своя собственная кузница балетных кадров!). За дирижерским пультом оркестра стоял Александр Лавренюк, бессменный соратник Юрия Григоровича и опытный мастер балетного аккомпанемента. Одним словом, подытоживая впечатления от «Спящей красавицы» в Театре балета Юрия Григоровича, весьма профессионального, живого и, конечно же, необычайно красивого спектакля текущего репертуара, я окончательно убеждаюсь в том, что «предчувствия меня не обманули», а мое решение задержаться на день в Краснодаре ради «Спящей красавицы» было исключительно правильным!
На фото: сцены из балета «Спящая красавица» (Аврора – Екатерина Конобеева, Дезире – Инь Даюн, Карабос – Сергей Баранников). Фото предоставлены краснодарским Театром балета Юрия Григоровича (автор – Татьяна Зубкова).