В Генте и Антверпене до конца зимы Королевский балет Фландрии совместно с Симфоническим оркестром Фландрии дают балет Чайковского «Спящая красавица». Это не первая их совместная работа, в прошлом сезоне с огромным успехом в Нидерландах и Бельгии прошло «Лебединое озеро».
Во времена заумных измышлений, заполонивших сцены театров, благодаря режиссёрам и постановщикам, невероятно отрадно прийти на спектакль, полный изумительной, театральной, сказочной, избыточной красоты. Дети единодушно ахают, когда раскрывается занавес. Декор и костюмы в полной мере соответствуют чудесной сказке Перро о заколдованной принцессе. О музыке же и говорить нечего. Это настоящая симфония на пуантах.
Хореограф Мария Гайде, с невероятным почтением следуя канонам Петипа, привносит новшества в классическую постановку.
Звездой балета становятся не принц с принцессой, не фея Сирени, а главный отрицательный персонаж, фея Карабос, в феерическом исполнении бельгийского танцовщика высочайшего класса Алена Оноре (Alain Honorez).
Эту характерную роль и прежде исполняли мужчины, но из разряда поз и шагистики Оноре, благодаря новой хореографии, перевел эту роль в ярчайшее сольное выступление высокой технической сложности. Его сценический почерк отточен до невероятия. Если он присутствует на сцене, смотреть на кого-то другого просто невозможно, от него физически не отвести глаз.
Музыкальный номер, называемый «Панорамой», играется в балете дважды, один раз там, где ему и положено быть, после сцены встречи принца с феей Сирени, а дополнительно — после пролога, образуя некую музыкально-сюжетную арку спектакля. Под эту музыку Оноре танцует сольный номер с черным покрывалом, которым он (фея Карабос) старается накрыть подрастающую принцессу, даже не замечающую его. Этот танец становится символом судьбы, подстерегающей человека с детства, это соло беспощадного и неотвратимого фатума. Не удивительно, что после контраста лирической музыки и черных реющих крыл на сцене из зала доносится детское всхлипывание, настолько искренне дети боятся представленного танцовщиком образа.
Такую же невероятную пластическую работу показал Ален Оноре и в «Лебедином озере», станцевав там Ротбарта, хищную роль, какую-то мутацию ящера и человека. Его возможностям, кажется, нет границ; ни его тело, ни его мимика не знают острых углов.
Если у читающих эту заметку есть такая возможность, я советую увидеть этого танцовщика в расцвете его таланта. Балетный век короток...