В Минске впервые прошел международный оперный форум
В СССР Большой театр Белоруссии числился среди лучших. В 70-е, 80-е и вплоть до начала 90-х годов он регулярно гастролировал в Москве, и многие из тех спектаклей все еще на памяти (к примеру, «Дикая охота короля Стаха»). Затем, уже в независимой Беларуси, произошло разделение на два отдельных театра — оперы и балета, а следом за тем — стремительная потеря позиций. Но вот, наконец, была проведена давно необходимая реконструкция здания, после чего театр, снова представляющий собой единый организм, предстал похорошевшим, оснащенным самым современным оборудованием и, что самое важное, творчески дееспособным. Новое руководство сразу же озаботилось позиционированием театра за пределами Беларуси, налаживанием связей с ближайшими соседями (и не только с ними). С этой целью был задуман и воплощен в жизнь Международный Рождественский оперный форум, который планируется сделать ежегодным.
Программа первого форума включала три спектакля хозяев — «Набукко», «Тоску» и «Кармен» — и два «гостевых»: «Травиату» Латвийской Национальной Оперы и «Севильского цирюльника» московской Новой Оперы. Плюс гала-концерт с приглашенными звездами.
«Набукко» и «Тоску» поставил москвич Михаил Панджавидзе, после первого из них получивший предложение стать главным режиссером театра. Два этих спектакля весьма различны меж собой, как, впрочем, и сами оперы. В «Набукко» доминирует зрелищность как таковая. Панджавидзе, на тот момент еще только приглашенный на одну конкретную постановку, стремился по максимуму использовать все технические возможности, которые оказались в его распоряжении в реконструированном театре, включая плунжерную систему. Последней он даже несколько злоупотребляет: подъемы и спуски хоровой массы и отдельных солистов в какой-то момент начинают восприниматься уже неким самодовлеющим аттракционом. Конечно же, заметная роль в решении спектакля отведена видеопроекциям — давнее ноу-хау Панджавидзе. Здесь многое эффектно, а иногда и по-настоящему выразительно. В целом «Набукко» — вполне качественное зрелище, хотя внешняя сторона здесь явно преобладает над глубокой проработкой материала. С другой стороны, эта ранняя вердиевская опера, нередко вплотную приближающаяся к оратории, дает не так уж много возможностей копать вглубь и подробно разрабатывать психологические коллизии.
Зато в «Тоске», премьере нынешнего сезона, осуществленной Панджавидзе уже в качестве главного режиссера, найден необходимый баланс между зрелищной стороной (над которой режиссер работал все с той же командой: главным художником театра Александром Костюченко, художником по свету Сергеем Шевченко и компьютерным графиком Павлом Суворовым) и проработкой характеров и взаимоотношений персонажей. Эффектные многофигурные построения, в которых задействовано все гигантское сценическое пространство, органично сочетаются с рельефным и психологически мотивированным мизансценическим рисунком главных ролей, и все это находится в самой непосредственной связи с музыкой.
Третьим спектаклем хозяев на форуме стала «Кармен», олицетворяющая собой все то, от чего театр сегодня стремится уйти: претенциозную невнятицу сценического действа, отсутствие живого дыхания и набор штампов. Поставила «Кармен» Маргарита Изворска-Елизарьева, до недавнего времени руководившая Оперным театром. На «круглом столе» она всячески открещивалась от этого спектакля, где якобы ничего не осталось от ее замысла, попытка сформулировать который лишь продемонстрировала недостаток собственно режиссерского мышления. Подобного рода замыслы принято именовать «литературщиной», и они, как правило, так и остаются на кончике языка, будучи слишком общими и расплывчатыми для того, чтобы воплотиться в сценические образы...
В каждом из спектаклей форума (за одним-единственным исключением) за пультом стояли дирижеры-гастролеры, однако оркестр во всех случаях был свой. И доказал, что по-прежнему является коллективом высокого класса, причем достаточно мобильным, способным на ходу подстраиваться под самые различные дирижерские манеры.
Из дирижеров, выступавших на форуме, первое место, несомненно, надо отдать Гинтарасу Ринкявичюсу, под чьим управлением прозвучал «Набукко». При этом важно отметить, что Ринкявичюс добился не просто высококачественной игры оркестра и практически безупречного баланса звучания с солистами и хором, но и спаянности со сценическим действием. А вот у азербайджанского гостя Ялчина Адигезалова, тоже замечательного музыканта, оркестр жил своей, отдельной и от солистов, и от собственно спектакля жизнью. Феликс Коробов, вставший за пульт «Кармен», лучше всего проявил себя в увертюре и антрактах, а вот по ходу действия задаваемые им темпы оказывались не только экстремально быстрыми, к чему в Москве уже привыкли, но подчас, напротив, странно затянутыми, и в этом контрасте не ощущалось логики. Латышский маэстро Нормундс Вайцис продемонстрировал в «Травиате» достойное и стабильное музыкальное качество, хотя и без особых откровений. Впрочем, ему было значительно легче, чем коллегам-гастролерам, поскольку за исключением оркестра весь исполнительский ансамбль и сам спектакль были для него родными. А комфортнее всех должен был ощущать себя в данном контексте минский маэстро Вячеслав Волич (кстати, один из инициаторов форума), вставший за пульт «Севильского цирюльника» от Новой Оперы: с одной стороны, родной оркестр, с другой — хорошо знакомый спектакль, который он не раз дирижировал в Москве...
Но если оркестру по ходу форума не надо было ни с кем конкурировать, то о певцах этого не скажешь. Впрочем, надо заметить, что участвовавшие в спектаклях минского театра гастролеры серьезной конкуренции его собственным солистам по большей части отнюдь не составляли. Так, в «Набукко» качество исполнительского ансамбля определяли Станислав Трифонов (Набукко), Оксана Волкова (Фенена) и, не без некоторых оговорок, Екатерина Головлева (Абигайль), тогда как видавшие виды и ныне практически безголосые сербский бас и испанский тенор, коих не будем называть из политкорректности, лишь портили общую картину. В «Кармен» опять же лучшей оказалась своя Микаэла — Анастасия Москвина, и оставалось сожалеть об отсутствии первоначально заявленной в заглавной партии Оксаны Волковой (у которой именно на это число пришелся концерт в Москве с Владимиром Спиваковым). Впрочем, заменившая ее Лариса Андреева из Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко из всех гастролеров оказалась наиболее приличной. А вот Ахмед Агади на сей раз предстал, увы, не в лучшей вокальной форме... «Тоска» и вовсе шла исключительно своим составом, в котором на первый план вышел Скарпиа — Владимир Петров. Впрочем, и его партнеры, ведущие мастера труппы Нина Шарубина (Тоска) и Сергей Франковский (Каварадосси), демонстрировали достойный уровень.
Что касается спектаклей-гастролеров, то они в данном случае были важны прежде всего как факт и прецедент на будущее. Понятно, что в те сжатые сроки, что имелись на подготовку первого форума, произвести по-настоящему концептуальный отбор было просто нереально. Впрочем, театры оказались, прямо скажем, не самые плохие. Хотя Латвийская Национальная Опера могла бы привезти и что-нибудь более редкое, нежели «Травиата» (в довольно сомнительной по вкусу режиссуре Андрея Жагарса, что, впрочем, во многом искупалось, как всегда, первоклассной сценографией Андриса Фрейберга)...
Вероятно, к следующему форуму его программа, в том числе и гастрольная, станет более разнообразной. Хотя, если и дальше ориентироваться на «экономичный» вариант с участием лишь собственного оркестра, то выбор названий будет неизбежно сводиться к тому, что уже есть в его репертуаре, либо к тому, что можно освоить с одной-двух репетиций...
Думается, у минского форума есть вполне реальные шансы в перспективе стать одним из наиболее интересных и значимых оперных фестивалей на постсоветском пространстве. Хотя бы уже в силу уникального географического положения Минска между Востоком и Западом, а конкретнее — между Россией, Литвой, Украиной и Польшей, театры которых наверняка получат на форуме постоянную прописку и стартовую площадку для совместных проектов. А хозяевам сцены уже сегодня есть что предъявить «городу и миру». Начало положено, и первый блин отнюдь не вышел комом. Продолжение следует.
Дмитрий Морозов