Я очень люблю мини-сериал «Гостья из будущего» (1984), пусть это не самый лучший — с точки зрения искусства — детский фильм, снятый в СССР. Да и грядущее, как выяснилось, там какое-то картонное — никаких футуро-зданий, кроме Института Времени, роботов мало (всего один), а флипы вообще — кабинки аттракциона. Вместе с тем, то Будущее понравилось, как нравится до сих пор. Скажу банальное: сейчас тот 2084 год нравится ещё больше, чем в 1984 году.
Что же конкретно всех изумило в том фантастическом социуме конца XXI века? Ну, кроме возможности открыть дверь и переместиться на море или хотя бы на Проспект Мира? Социальный прогресс! Это понятие уже не употребляется в официальной прессе, а тогда и плакаты были: «За мир во всём мире и социальный прогресс!» Считалось, что не только машины и техника должны развиваться, но, главным образом, люди, их души.
Посмотрите, как Алиса Селёзнёва отличается от детей-84, причём, это хорошие, отборные дети из центра Москвы. Напомню, что примерно тогда же происходило действие фильма «Чучело» (1983) и на экране был тоже 6 класс. Алиса очень сильная, ловкая, смелая (да-да я читала ещё лет 15 назад версию о том, что Мир Алисы — это Земля после гигантских вoйн, где задействовались даже дети, и потому осталась привычка готовить подростков по программе спецназа).
При этом Алиса интеллектуальна — свободно говорит на иностранных языках, ориентируется в науках, разбирается во всём том, что для какой-нибудь Юли Грибковой — запредельно. И дело не в том, что девочка летала в космос и участвовала в опасных приключениях, а конкретно в её школьных знаниях. При том, что Алиса, по её же словам, не такая уж способная. Да. Чуть выше среднего для своей высокоразвитой цивилизации.
Теперь вспомните ту же Милу Руткевич, местную отличницу. Типичный пример «лучшей ученицы», которая всё учит, потому что надо. Пятёрка — самое ценное. Знания отходят на второй план. Цель и средство меняются местами. Возникает колоссальная ревность к тому, кто лучше. Тогда как Алиса, в принципе, не мыслит категориями оценок.
Ко всему прочему, она исключительно добрая и отзывчивая, готовая прийти на помощь. Алиса не лишь умственно взрослее своих сверстников, но и духовно, социально. Предполагалось, что люди Прекрасного Далеко будут ускоренно развиваться, как личности, как профессионалы и — очень медленно стареть, ибо медицина выйдет на новый уровень, а человек научится управлять своим организмом, и не вредить ему всякими «излишествами нехорошими».
У меня есть предположение, что Алиса…вовсе не из этой линии реальности, а из параллельной, где развилка с «нашей» вселенной случилась в середине 1960-х годов — космос не перестал быть приоритетом, а люди кинулись не в потребление 1970-х (мебель фасона «стенка» — хрусталь — ковры — импортная мойка), но в целенаправленное созидание, как мечталось. Так что декорации Далёка-2084 могли быть любыми — не это произвело впечатление, но возможность быть такой Алисой.
Галина Иванкина
Источник: газета «Завтра»