О постановке мюзикла «Кабаре» в Земельном театре Зальцбурга
20 ноября этого года исполнится 55 лет со дня первого представления на Бродвее мюзикла Джона Кандера на стихи Фрэда Эбба и либретто Джона Мастероффа. Вспоминая знаменитые слова Ф. Эбба «Life is a cabaret» (жизнь – это кабаре), легко заметить, что сюжет «Кабаре» стал для многих не только библией жизни, но и целой вселенной. И главную роль в формировании этого культа сыграл фильм Боба Фосси с Лайзой Миннелли в главной роли.
Между тем, далеко не все, кто видел этот фильм, знают, что вначале, само собой, было слово — автобиографическая повесть Кристофера Ишервуда «Прощай, Берлин» (Leb wohl, Berlin, 1939) — о бурной жизни писателя в Берлине в 1931—1933 гг. Немногие помнят, что имя главного героя — Уильям Брэдшоу — часть полного имени самого писателя (Christopher William Bradshaw-Isherwood), и что прототипом главной героини Салли Боулз является другой американский писатель, композитор и переводчик Пауль Боулз. Хотя в прессе можно найти информацию о том, что прототипом была журналистка Джин Росс (при некоторых схожих чертах характера это всё-таки была не она). И что само кабаре «Кит Кэт» не что иное, как берлинский ночной клуб «Эльдорадо», известный в 1930-е своими травестийными шоу, частыми зрителями которых были и соратник Гитлера Эрнст Рём (один из его «любимых» подопечных солдат-штурмовиков как раз участвовал в шоу трансвеститов), и великая Марлен Дитрих.
По мотивам повести Ишервуда уже после войны, в 1951 г. американский драматург Джон ван Друтен создаёт пьесу «Я — камера» (часть широко известной цитаты из повести: «Я — всего лишь камера с долгой выдержкой, которая безразлично фиксирует жизнь»). Фильм, снятый по этой пьесе Генри Корнелиусом в 1955 г., оказался настолько слабым, что его запрет за «неправильное отношение к теме абортов» был явно избыточным: картина провалилась уже во время закрытых просмотров. Но неудачная экранизация не повлияла на коммерческий успех пьесы, попавшейся на глаза великому бродвейскому режиссёру и продюсеру Гарольду Принцу. Именно Г. Принц размещает заказ на мюзикл «Кабаре» у Мастероффа, Кандера и Эбба (1966). А через шесть лет после премьеры мюзикла появляется знаменитый фильм Боба Фосси (1972), получивший 8 «Оскаров» (его конкурентом был «Крёстный отец» Ф. Копполы).
Вне всяких сомнений, тягаться с шедевром Боба Фосси сегодня не сможет ни одно театральное шоу: в истории киноиндустрии «Кабаре» Б. Фосси останется единственным развлекательным фильмом, на котором не жевали попкорн, а за билетами на который, даже спустя 20 лет после премьеры, по воспоминаниям Виталия Вульфа, выстраивались огромные очереди.
Уже поэтому воплощение на современной сцене этой музыки и этой драмы о растоптанных надеждах — подвиг. И неслучайно работа режиссёра Андреаса Гергена в Земельном театре Зальцбурга получила высокие оценки у австрийских критиков, а оркестр под управлением маэстро Габриеля Вензаго, хоть и был в сокращённом из-за ограничительных мер составе, но звучал полнокровно и ярко.
Спектакль получился эмоционально сложным. Конечно, развлекательные скабрезности, которыми изобилуют первоисточники, идеально контрастируют с появляющейся по ходу сюжета нацистской символикой, но главное в спектакле — его ненавязчивое напоминание о том, как незаметно обычная жизнь обычных людей превращается в ад только потому, что обычные люди искренне считают, что большая политика не имеет к ним никакого отношения.
Патриция Унгер виртуозно исполнила главную роль наивной и безбашенной Салли Боулз. Актриса обладает искристым актёрским обаянием, вокальным диапазоном и виртуозной пластикой. Её героиня не заблудившийся котёнок, попавший по ошибке в чужой огород. Её героиня всё делает сознательно, отчего не вызывает сочувствия. Она готова платить по счетам, она сама и есть Берлин: яркий и циничный, дерзкий и бездушный, неотразимый и убийственный.
Прямой противоположностью ей становится молодой писатель Клиффорд Брэдшоу в исполнении Ская МакДональда. Актёр тонко передаёт чистую и честную природу своего героя.
На мой вкус изумительными были работы Максимилиана Пайера (обаятельный аферист Эрнст Людвиг), Бритты Байер (хозяйка пансиона Фройляйн Шнайдер), Юлии-Элены Хайнрих (колоритная проститутка Фройляйн Кост), Кристофа Вишке (Херр Шютц).
И в мюзикле, и в фильме Б. Фосси центральной фигурой является Конферансье. Значение этого образа невозможно переоценить. Он не просто связующее звено сюжетных линий: он флюгер, указывающий направление ветра, он интерсексуальный социальный медиатор, – он и всё, и все, и ничто, и никто одновременно. С этой сложной ролью блестяще справляется Марко Дотт. Его Конферансье и печальный, и наглый, и дерзкий, и умный. И не случайно именно его последний взгляд становится ключом к пониманию главной мысли спектакля о том, что, жизнь не кабаре и что, в отличие от шоу, второй жизни ни у кого из нас не будет…
P.S. Уже после завершения данного материала стало известно, что Земельный театр Зальцбурга включил в афишу не запланированные ранее дополнительные представления мюзикла «Кабаре» в связи с его необычайной популярностью у зрителей.
Фото: Anna-Maria Loffelberger