Жизнь российских оркестров в цифрах, или Профессиональная самодеятельность
Мы решили продолжить оркестровую тему, начатую в материале Homo orchestrus. В этот раз с высот мировых спустимся в российские безбрежные пространства. Однако там все гораздо туманнее и с трудом переводится на язык простых и четких цифр.
По имеющимся данным, всего в России 71 симфонический оркестр. Из них 11 – в Москве, 7 – в Питере (оперные тут не в счет). Но даже Минкульт не может собрать более детальную информацию. Оркестры принадлежат областям. И область иногда может быть заинтересована в том, чтобы эту информацию выдать, а иногда нет. А если совсем честно, то выдать или не выдать информацию зависит от директора филармонии, оркестра или даже главбуха.
Весной 2010 года в Екатеринбурге состоялся первый симфонический форум Союза концертных организаций России. Эта общественная организация обратилась к филармониям с призывом: коллеги, давайте же наконец соберем общую картину. Раскрыли статистику, и то неполно, 44 оркестра, то есть 60 процентов от существующих в России. На основании полученной информации можно сказать следующее.
После 1990 года количество оркестров фактически удвоилось, что вроде бы не может не радовать. Но количество концертов, которые они дают в год, варьируется от 132 (это норма до 1990 года) до 10. Точнее: 35 процентов оркестров дают более 70 концертов в год, 21 процент – от 50 до 70, 44 процентв – менее 50.
Только 14 оркестров полностью укомплектованы. Пять оркестров укомплектованы не более чем на 20 процентов. Например, город Абакан имеет симфонический оркестр, в котором 33 процента вакансий. В Костроме – четверть вакансий, столько же во Владивостоке, Рязани, Минеральных Водах.
Средняя заработная плата в российских оркестрах варьируется от 4000 до 83 500 рублей, что напоминает среднюю температуру по больнице. Гораздо серьезнее тот факт, что средняя зарплата оркестранта в 50 процентах случаев сегодня на 20–60 процентов ниже, чем средняя зарплата в регионе, где расположен оркестр.
Ситуацию комментирует один из редких ее знатоков – музыкальный социолог Евгений Дуков:
Есть оркестры, которые собираются, что называется, по звонку. Как правило, это в Москве, где денег много, а концертное пространство не заполнено. Здесь есть оркестры, которые проводят 8–10 концертов в год.
Оркестры с именами или хотя бы с городом, к которому они приписаны (Москва, Питер), стараются побольше ездить на гастроли. Это дает им возможность как-то существовать.
Но очень многое тут зависит от менеджмента. Например, Удмуртский симфонический оркестр, где очень хороший директор, примерно половину года проводит за границей, в Европе, даже перед папой римским выступал. Остальное время дома, работает со своей публикой. Московские оркестры живут примерно так же, 20 концертов в год – дома, дальше едут на заработки.
В Екатеринбурге, правда, оркестранты не очень рвутся на гастроли, потому что средства, которые они получают дома, уже сопоставимы с теми, что они получают на международных гастролях. Но там усилиями менеджмента создана уникальная ситуация.
А, как правило, на периферии оркестранты ищут себе какую-то дополнительную деятельность, ведь те деньги, которые они получают за концерты, не позволяют выжить даже одному, я не говорю о семье с детьми. Кто-то в музыкальной школе работает, кто-то даже нянечками и медсестрами. Люди не занимаются тем, чем должны заниматься. А если все оркестранты где-то рыщут и только иногда можно собрать полный состав, то, естественно, очень много времени уходит на подготовку программы. Оркестров, которые работают почти каждый день (как часть столичных оркестров и Екатеринбургский), очень мало.
Оркестров, ведущих жизнь, похожую на жизнь настоящих профессиональных коллективов, считаные единицы. Среди «периферийных» с ходу можно назвать оркестры Новосибирской, Кузбасской, Самарской и некоторых других филармоний. Там директора имеют полное право требовать от оркестрантов качество.
В других местах директор говорит оркестрантам примерно следующее: «Я вас нанимаю на работу, буду платить положенные копейки, но зато оставлять вам время, которым вы можете распорядиться, чтобы выжить. Как вы им воспользуетесь – будете убивать людей или играть на скрипке в переходе, – мне не важно. Единственное обязательство – иногда надо приходить на работу, репетировать и изредка выступать». И музыканты с высшим образованием идут на это, потому что оставить специальность после почти двух десятков лет каждодневного тренинга сложно. Я уже не говорю о любви к музыке.
В результате мы имеем растущее число профессиональных коллективов. Но по экономическим стандартам и, увы, качеству – часто это чистая «профессиональная самодеятельность».
Екатерина Бирюкова, openspace.ru