Ходящие во сне

«Аватар» Джеймса Кэмерона

«Аватар» Джеймса Кэмерона

17 декабря выходит в прокат во всех смыслах грандиозный проект создателя «Титаника» Джеймса Кэмерона. Теперь, по прошествии времени, «Титаник» выглядит как утро человечества по своим техническим возможностям. Кинотехнологии совершенствуются стремительно, поэтому картины, основанные во многом на их достижениях, очень быстро отживают свой век.

К замыслу «Аватара» Кэмерон шел много лет (причем держал его под завесой секретности), еще с той поры, когда возможности кинематографа не достигли своего пика, позволяющего создать на экране сверхчудеса. Ныне спецэффекты, которыми оснащен «Аватар», просто удивительны. Надев очки, погружающие в стереоскопическое трехмерное пространство, ощущаешь себя находящимся в гуще самых экзотических событий, переносишься в 2154 год. Что и говорить, технический прогресс движется с поразительной скоростью, а людская природа неизменна. Алчность не знает границ, и люди все страшнее и изощреннее истребляют друг друга. А уж если на кону стоят богатства природных ресурсов и возможность выхода из энергетического кризиса за счет добычи редкого минерала, можно уничтожать их обладателей самым безжалостным образом. И предавать. Героиня Сигурни Уивер — ботаник, 15 лет живет она на другой планете, поскольку Земля перенаселена, экология ее убита, нет ничего, достойного изучения с точки зрения биологии. С такой планеты только бежать или заниматься ее спасением. Понимают эту задачу все по-разному.

Австралийский актер Сэм Уортингтон был утвержден на роль морского пехотинца Джека Салли после многомесячного кастинга, который проводила команда Кэмерона, безуспешно искавшая сочетание силы и уязвимости в главном герое. Когда-то Сэм пробовался на роль Джеймса Бонда в «Казино Рояль». Его герой в «Аватаре», утративший возможность передвигаться на своих двоих, обретает шанс стать сильным и здоровым, но только во сне. И сон этот не простой. Чтобы впасть в него, требуется присоединение нервной системы к странному синеликому и синехвостому существу, напоминающему аборигенов с экзотической планеты Пандора. А сама эта таинственная территория напоминает девственный тропический лес, и там обычный человек выжить не может.

Прообразом Пандоры стали Гавайи, куда часть съемочной группы во главе с Кэмероном ездила для погружения в материал. Для выживания на Пандоре необходим аватар, причем собственный. А Джейк входит в синее тело своего брата-близнеца, с чем связаны дополнительные сложности. Аватар представляет собой смесь ДНК человека и существа с Пандоры. Лишь войдя в него, можно ощутить не только красоту и ужас полета на диковинных птицах, кружить меж парящих гор, которые висят словно в невесомости, но и погрузиться в совсем иную систему ценностей, принятую загадочными существами, населяющими Пандору, одним из которых теперь пытается быть Джейк. Надо только лечь в камеру, подключиться к приборам и при помощи дистанционного управления войти в чужую плоть и улететь в инопланетные миры. Рассказывать все это бессмысленно, нужно увидеть и пережить все нюансы, вплоть до касания экзотических растений, которые зритель словно сам ощущает и которых пугается. Эффект присутствия впечатляет.

Бюджет новой ленты Кэмерона достиг небывалых высот, поскольку пришлось осваивать самые невероятные в истории кино вещи, при этом не убить компьютерными и анимационными разработками жизнь духа, сохранить актера как одухотворенное существо. Восемнадцать месяцев понадобилось только для того, чтобы иметь возможность снимать живой план. Использовалась виртуальная камера, которая дает поразительные возможности: в ней можно видеть не съемочную площадку как таковую, а преображенную при помощи компьютерной графики фактуру, нужную среду, которую мы в итоге и наблюдаем на экране. А актеры в ее простанстве (не среды, а камеры, у которой, говорят, нет даже объектива) обрастают чертами компьютерно-графического персонажа. В общем, чудеса еще случаются. Но Кэмерон не был бы Кэмероном, если бы его увлекали одни только виртуальные эффекты. На первом плане остается человеческая история, пусть даже она связана с существами, отдаленно похожими на нас. От любви не застрахован никто.

Светлана Хохрякова

реклама

вам может быть интересно

Неудавшийся триумф Классическая музыка