Грейс Келли сегодня исполнилось бы 80 лет
Принцессу самого маленького государства Европы — княжества Монако — до сих пор помнят и знают тысячи людей. Даже те дети, которые родились позже трагической гибели принцессы Грейс в 1982-м. Ее личная популярность никогда не падала — ни при жизни, ни после той нелепой автокатастрофы. Она была идеальной моделью, и на ее пропорции до сих ориентируются модники и модельеры, потом хорошей актрисой: фильмы с ее участием считаются бестселлерами, и наконец, образцовой принцессой, чьи отменные манеры и вкус действующие королевы ставят в пример своим детям, хотя Грейс Келли даже не была по рождению аристократкой.
Она родилась в Филадельфии, в Америке в семье состоятельного бизнесмена Джона Келли. В прошлом олимпионик по академической гребле, Келли был помешан на спорте и хотел, чтобы все трое его детей росли крепкими и выносливыми, как спартанцы. Он лично следил за тем, как дети занимаются спортом. Мать Грейс, немецкая иммигрантка, начинала как фотомодель, но бросила профессию ради воспитания детей. В религиозном колледже Рейнхилл Грейс получила строгое католическое воспитание. Она участвовала в простеньких рождественских представлениях, которые устраивались в колледже и неизменно оказывалась лучшей актрисой. Ее родители вспоминали, как шестилетняя Грейс впервые вышла на сцену в роли Девы Марии и как ей аплодировали. В восемнадцать лет она уехала в Нью-Йорк, чтобы изучать актерское мастерство в Американской академии драматического искусства. Ради финансовой независимости от семьи Грейс Келли подрабатывала моделью. Параллельно с учебой она пробовалась на множество ролей в разнообразных пьесах, но безуспешно — она получала лишь контракты на рекламу. Для Грейс не было запретных тем: она представляла пиво, сигареты, белье, считая, что человек с сильным характером и глубокой верой не может быть скомпрометирован ни при каких обстоятельствах, если только он действительно не совершает дурных поступков. И оказалась права — ее репутация нисколько не страдала от работы в самой вульгарной рекламе. А в 1949 году ей наконец удалось прорваться на Бродвей, где она сыграла в пьесе Стриндберга «Отец».
Примерно в это время ее внешность обрела те особые идеальные черты, благодаря которым лицо актрисы стали называть ликом, а саму актрису — иконой. Иконой стиля, вкуса, моды, красоты и т.д. Телевизионные программы хотели видеть Грейс своей ведущей, и она, в целом жалея время на чепуху, проработала на телевидении два года — это было в самом начале 50-х. Она не отринула ТВ, так как чувствовала, что это реальный «беспересадочный» трамплин в большое кино. В 1952 году она уже снимается у Фреда Циннемана в вестерне «Ровно в полдень» с самим ветераном голливудского кино Гэри Купером в качестве партнера. Еще через год Джон Форд предлагает Грейс роль в «Могамбо». Ее партнерами по фильму стали Ава Гарднер и Кларк Гейбл. Келли получила за роль первую награду — «Золотой глобус». А за исполнение роли в фильме «Деревенская девушка» актриса получила премию «Оскар».
Так за Келли утвердилась слава актрисы авантюрных фильмов. Естественно, что мимо такой талантливой красотки не мог пройти Альфред Хичкок. Великий Хич буквально помешался на Келли. Она сводила его с ума, провоцировала на гениальные сценарии. И за 1954 год он занял актрису в двух своих важнейших лентах: «В случае убийства набирайте «М» и «Окно во двор». Хичкок мог бы снимать Келли вечно — она устраивала его на сто процентов. Снимая фильмы о людях с психическими отклонениями, режиссер подбирал тем не менее только идеальных артистов — без физических изъянов, с идеальной артикуляцией, красивых, в общем, правильных во всех отношениях. Но Хичкоку с Грейс оставалось сделать вместе только один фильм — «Поймать вора», где партнером актрисы стал Кэри Грант. Во время съемок Грейс познакомилась с принцем Монако Ренье и через два года вышла за него замуж, соблюдая все правила хорошего тона и не пренебрегая католическими традициями. Принц ездил просить руки Грейс в Филадельфию, где жили старшие Келли.
С момента приезда будущей княжеской четы в Монако крохотное государство Лазурного Берега превратилось в витрину европейской моды. Такие модельеры, как Кристиан Диор, Ив Сен-Лоран, Кристобаль Баленсиага, Юбер де Живанши, с удовольствием одевали принцессу. Драная послевоенная Европа как раз готовилась к эпохе new look, но начать «новую роскошь» должны были сильные мира сего. Кто-то должен был дать знак к раскрепощению. Этим семафором и стала принцесса из Монако. Сумасшедшие, нереальные по лекалу авангардные модели Грейс носила также непринужденно, как до того чванливые английские костюмы. Она как бы давала зеленый свет новым течениям в моде. За ней подтягивались другие более робкие дамы.
Кончину Грейс Келли в расцвете лет — она не справилась с управлением автомобиля — оплакивали не только близкие, но и все жители княжества. Ей было неполных 53 года. Культ Грейс Келли существует в Монако и поныне: на ее надгробии в кафедральном соборе Монако всегда лежат живые цветы.
Александра Германова