Украина. Музыкальная пауза заканчивается

Фото: Коммерсантъ

В субботу Национальная опера откроет 142-й сезон, который предвещает ренессанс украинского балета. Национальная опера готовит премьеру "Легенды о Кие" Евгения Станковича, Муниципальная опера – "Бармалея и доктора Айболита" Юрия Шевченко. Еще одна ожидаемая премьера из этого же ряда – новый мюзикл "Девушка-птица, или Заколдованный чумак", созданный по заказу Муниципальной оперы Игорем Покладом. Комментирует ЮЛИЯ БЕНТЯ.

Спектакль, открывающий новый сезон,– это всегда знак, намек на то, чего стоит ожидать от театра в будущем году. Так, Национальная опера на открытии 142-го сезона в субботу покажет фирменного "Тараса Бульбу" Николая Лысенко в постановке Дмитрия Гнатюка. В официальном релизе театра спектакль называется возобновленным, хотя на самом деле его, как и следовало ожидать, лишь слегка подретушировали к юбилею Николая Гоголя. Несколько лет подряд сезоны открывали другие спектакли (например, "Ярослав Мудрый" Георгия Майбороды), что, учитывая традиции Национальной оперы, выглядело чуть ли не дерзким экспериментом. Новый же сезон, похоже, все вернет на круги своя.

Какую из предстоящих премьер Нацоперы ни возьми, все они обусловлены если не юбилеями, то организационной легкостью постановки. После громкого успеха июньского "Любовного напитка" Доницетти театр решил копать и дальше в том же направлении, пригласив итальянского режиссера Итало Нунциату ставить "Золушку" Россини. Если тот согласится, это будет его пятая работа на сцене Национальной оперы. Но на этот раз велика вероятность того, что постановщик откажется от украинских гастролей в пользу основанного в 2007 году Оперного театра в Бриндизи, художественным руководителем которого он является.

На стадии обсуждения находится еще один оперный проект, бегущий в хвосте торжеств по случаю 200-летия Гоголя,– "Майская ночь" Римского-Корсакова. С одной стороны, в текущем репертуаре театра всего лишь одна опера петербургского корифея – "Царская невеста"; с другой стороны, русские оперы – то ли в силу архаичности постановок, которые десятилетиями не обновлялись, то ли по каким-то еще причинам – являются довольно проблемной категорией спектаклей, как правило, не заполняющих зал. Решится ли Национальная опера на риск, пока что ответить сложно.

Зато с премьерой балета "Легенда о Кие" Евгения Станковича – полная определенность. Пока композитор говорил, что работает над оперой "Страшная месть" по Гоголю, он сочинил историческую партитуру о легендарном основателе Киева. Отдельные номера балета были представлены Академическим симфоническом оркестром Национальной филармонии под управлением Николая Дядюры (см. Коммерсантъ от 23 декабря 2008 года). И если все пойдет по плану, то в репертуаре Национальной оперы балетов Станковича будет в три раза больше, чем опер Римского-Корсакова.

В отличие от туманных прожектов главной музыкальной сцены, в столичном Муниципальном театре оперы и балета для детей и юношества предстоящий год уже сейчас расписан буквально по минутам. 13 сентября, на открытие 27-го сезона, запланирована премьера сказки-феерии "Стойкий оловянный солдатик" Сергея Баневича – 67-летнего петербургского композитора, чьи, без сомнения, мастерские партитуры местами все-таки излишне "римско-корсаковские". К слову, в 2007 году режиссер Лариса Леванова уже ставила этот спектакль на сцене Оперной студии Национальной музыкальной академии в качестве своей дипломной работы, и теперь вот переносит его на сцену Муниципальной оперы.

Самая же, пожалуй, интересная новость сезона – в том, что Муниципальная опера вернулась к системе заказа музыки композиторам (сделав, однако же, ставку на живых классиков). Благодаря этому в декабре можно будет увидеть новый мюзикл Игоря Поклада "Девушка-птица, или Заколдованный чумак", а в конце апреля – балет "Бармалей и доктор Айболит" Юрия Шевченко. Кроме того, к концу сезона здесь обещают подобрать и поставить оперу, которая дополнит блок вечерних спектаклей для взрослых.

kommersant.ru

реклама