Альфред Жермон а-ля Витторио Григоло

На первой «Травиате» январской серии в Большом театре России

Витторио Григоро (автор фото — Vittorio Glaviano)

Январская серия «Травиат» Верди в Большом театре России открылась спектаклем 24 января. В партии Альфреда в нём выступил наш недавний знакомый Витторио Григоло, весьма известный итальянский тенор, как ни крути, сумевший войти в мировую оперную «номенклатуру» на волне нашего времени, когда карьеру исполнителя делают не столько они сами, сколько их всесильная агентура. Недавний знакомый, ибо впервые певец посетил Москву 28 октября прошлого года с оркестровым рециталом (если не брать в расчет «помогавшую» ему громогласную итальянку-сопрано Анастасию Бартоли) в Концертном зале им. П.И. Чайковского.

Остатки былой вокальной роскоши (хотя под былой роскошью уместнее понимать довольно уверенную вокальную добротность) – это лишь то немногое, что и можно было вынести с упомянутого концерта в Москве. Это всего лишь то, на что сегодня способен заматеревший, «ометаллизировавшийся» голос исполнителя, который с лирической орбиты давно соскочил, а драматическую так и не занял. На концерте в Москве партию Альфреда из «Травиаты» – лирическую по своей сути – певец не трогал, хотя зачем-то, вымучив этот «народный» хит, спел песенку Герцога из «Риголетто». Так что постановка «Травиаты» в Большом – одно из немногих удачных и, главное, удивительно зрелищных обретений этой сцены в XXI веке – стала для певца отличным поводом взять реванш.

И действительно, пылкому, темпераментному до мозга костей итальянцу удалось «спрятать» изъяны своей нынешней вокальной формы за актерской игрой и театральной экспрессией! Этому способствовала и вполне классическая постановка Франчески Замбелло, подвергнутая режиссерской концептуальности лишь в масштабах толерантной и продуманной дозированности. Влетев в эту постановку без репетиционного ввода, певец порушил все полагающие этому спектаклю мизансцены, но зато снова вышел победителем. И всё же разница между московским осенним концертом и обсуждаемым спектаклем была. На концерте итальянский тенор победил исключительно на волне дешевого популизма, а la vittoria di Vittorio на спектакле в Большом театре стала результатом его актерской харизматичности, на которую образ героя-любовника Альфреда лег как нельзя лучше.

Отойдя от лирических оперных героев и самонадеянно посчитав, что драматический оперный репертуар теперь ему по плечу, Альфредом на сцену Большого театра России Витторио Григоло всё же вышел. По-видимому, эта великая оперная сцена просто нужна была ему для галочки – пел и в Большом! И нет никаких сомнений, что заéзжая оперная знаменитость, даже не утрудив себя репетиционным вводом, априори ощущала себя если и не центром спектакля, то субъектом наибольшего зрительского и слушательского интереса. И всё же расклад успеха этого театрального вечера оказался совершенно иным.

Спектакль, виденный миллион раз, на этот раз и вправду прошел на таком подъеме, с таким фантастическим драйвом (дирижер – испанец Жорди Бернасер), ощутить который доводится далеко не часто! Но в центре оперной вселенной была титульная, хотя и явно не называемая героиня Виолетта Валери в прочтении истинной примадонны Большого театра Динары Алиевой. Стадию лирического сопрано – точнее, глубоко чувственного сопрано lirico spinto – объемный и сильный от природы голос исполнительницы давно миновал, и в ноябре 2023 года недюжинная глубокая страстность драматического сопрано Динары Алиевой во всём своем совершенстве и блеске проявилась в партии титульной героини на премьере оперы Чилéа «Адриенна Лекуврер».

Несомненно, к партии Виолетты Валери, едва ли не сáмой репертуарной в творчестве певицы, она вернулась на волне всепоглощающего музыкального драматизма – такого, что тенору из Италии невольно пришлось отойти на второй план. А возможно – и на третий, ибо свою главную сцену в этой опере – большой драматичный дуэт Жоржа Жермона и Виолетты Валери – баритон Эльчин Азизов (солист Большого театра России) провел на редкость музыкально ровно, артистически и психологически весомо. Никаких предпосылок априори ожидать такой «прыти» от этого певца не было и в помине, однако на этот раз он просто превзошел себя, хотя после этого дуэта в арии-мольбе отца (Жермона), взывающей к сыну (Альфреду), должной задушевности и кантиленности всё же ощутимо недоставало.

«Красавчик» Витторио Григоло запомнился в этом спектакле вовсе не вокалом, ведь проблемы с пением, которые вживую так явственно обозначились еще на осеннем концерте в Москве, никуда не делись. Он запомнился, прежде всего, сценой «расправы» с Виолеттой на балу у Флоры. Деньги в лицо главной героини Альфред швырнул с таким необузданным порывом, какого эта постановка до недавнего момента просто и не видывала! Но, говоря о собственно вокальных, меломанских впечатлениях от итальянского тенора и понимая, что узнаваемый когда-то тембр его голоса проявляется теперь лишь на forte, что у певца проседает не только нижний регистр, но и середина, невольно сопоставляешь нынешние «открытия» с впечатлениями от партии Альфреда, почерпнутыми на постановке Deutsche Oper Berlin в 2012 году.

Впечатления несопоставимые, разница колоссальная! И то, что исполнитель за десять-двенадцать лет – срок по вокальным меркам небольшой – утратил свою вокальную форму, говорит и о неправильном выборе репертуара, и о профессиональной легкомысленности, и о беспринципной всеядности певца. И если на концерте с вокально-холодной Анастасией Бартоли он казался гротесково-смешным и невсамделишным, то на «Травиате» в Москве, широко раскрыв глаза и едва не ослепнув от вокально-артистического блеска примадонны Большого театра Динары Алиевой, он вдруг протрезвел от «звездности», хотя и «включил в себе» не певца, а лишь харизматичного артиста, с которого вдруг сошла вся его спесь…

На фото: Витторио Григоло (автор фото — Vittorio Glaviano)

Любой человек на протяжении жизни сталкивается с ситуацией «пожара» — переезда на новое место жительство. Когда в новом жилье надо обустраиваться, вы можете доверить нам хранение вещей на время ремонта. Делаем всё «под ключ»: договор заключаем у вас на адресе, в день заказа.

реклама