Завершился 62-й Каннский кинофестиваль
Подвел итоги кинофестиваль, на протяжении десятилетий удерживающий пальму первенства в мировом кинематографическом пространстве. Все самое лучшее, что только есть в киноискусстве, априори тут будет представлено. На небольшом, в сущности, пятачке степень концентрации искусства достигает высот, недоступных другим.
По составу режиссеров-участников нынешняя программа Канна напоминала Доску почета. Первые имена мирового кино впечатляли, ожидания были огромны. Впоследствии они подтвердились и не подтвердились одновременно. В конкурсе совсем не было латиноамериканских картин, без которых не обходится сегодня ни один серьезный фестиваль. Именно картины из Мексики, Венесуэлы или ленты, хотя бы снятые уроженцами этих стран, работающими чаще всего в США, привносили в последнее время в кинематографическую жизнь мощную энергетику, неординарные ситуации, давали возможность познакомиться с великолепными актерами. Да и кино из США на этот раз было представлено в Канне более чем скромно. В конкурсе — один только фильм Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки». Минимум акций в связи с голливудскими премьерами. Только анимационный фильм открытия — «Вверх!», герои которого летали при помощи целой грозди надувных шаров, расцветил набережную Круазетт их пестрым разноцветьем в руках публики, приехавшей поглазеть на каннскую красную дорожку и ее звезд. Представили новый проект Роберта Земекиса по «Рождественской истории» Чарлза Диккенса с участием Джима Керри и Колина Ферта, устроив снежное шоу среди пальм на Лазурном Берегу. Да еще показали причудливую и весьма неординарную картину Терри Гиллиама «Воображариум доктора Парнассуса», погрузившего всех в мир зловещего зазеркалья, и где эпизодические роли сыграли Джуд Лоу, Джонни Депп, Колин Фаррелл, погибший в начале проекта Хит Леджер. Функцию американских премьер отчасти взял на себя испанец Алехандро Аменабар, представивший а-ля голливудский байопик «Агора» на античную тему. Приезжала, как обычно, Шэрон Стоун, чтобы поучаствовать в традиционном для Канна благотворительном вечере по сбору средств для борьбы со СПИДом. Ради этой акции прибыл на фестиваль экс-президент США Билл Клинтон, а его саксофон прошел на ура и пополнил копилку пожертвований. Лихо раскупались выставленные на продажу костюмы Брэда Питта и его еврейской компании, снимающей скальпы с фашистов в фильме Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки». Посетила фестиваль и Пенелопа Крус, сыгравшая главную роль в конкурсной картине Педро Альмодовара «Разомкнутые объятия».
Конкурс наполнен был главным образом европейскими картинами, среди них — аж четыре из Франции, причем все они были хороши, даже напугавший многих своим наркотически-галлюциногенным миром Гаспар Ноэ с «Войти в пустоту». Несколько картин было из Азии — Филиппин, Южной Кореи, Китая, без двух последних вообще сложно представить себе современный кинематограф, одна лента — из Австралии, одна — из Палестины (Элиа Сулейману предсказывали награду, его фильм «Оставшееся время», где сам режиссер при помощи шеста перепрыгивает возведенную недавно стену между Израилем и Палестиной, многим понравился не только своей «горячей» темой, но и метафоричностью).
В последнее время после фамилии режиссера в фестивальных каталогах стали указывать его национальность. По самой картине крайне трудно определить, чья она, поскольку в производстве, как правило, задействовано сразу несколько стран. Да и режиссеры работают по всему миру. Нынешний обладатель «Золотой пальмовой ветви» Михаэль Ханеке — австриец, но родился в Мюнхене. А участвовавшие в фильме Тарантино «Бесславные ублюдки» актеры собраны из разных стран, многие из Европы, нынешний обладатель приза за «Лучшую мужскую роль» Кристоф Вальц, сыгравший нацистского офицера, — австриец. Шарлотт Генсбур — французская актриса, получившая награду Канна за участие в датской картине Ларса фон Триера. А Игоря Стравинского в фильме «Коко Шанель и Игорь Стравинского» сыграл скандинавский актер Мадс Миккельсен, жену Стравинского — российская актриса Елена Морозова. Кстати, одну из ролей у Тарантино должна была исполнить председатель жюри Изабель Юппер, но в итоге что-то не сошлось, и роль эта досталась Диане Крюгер (уроженка Германии, живет в Париже), сыгравшей известную немецкую актрису, через которую в «Бесславных ублюдках» и просочится информация о том, что на показ во французский кинотеатр придет сам Гитлер.
Церковь сатаны
«Яркая звезда» Джейн Кэмпион (Великобритания — Австралия), ставшей обладательницей «Золотой пальмовой ветви» в 1993 году (картина «Пианино»), рассказывает о короткой жизни британского поэта XIX века Джона Китса.
События происходят в Англии в 1818 году, когда юный британский гений влюбляется в восемнадцатилетнюю Фанн Браун, предается прелестям деревенской жизни, а потом уезжает в Италию, где более благоприятный климат, для лечения туберкулеза. Там он и умирает, прожив всего лишь четверть века.
«Яркая звезда» стала чуть ли не единственной картиной без насилия и зверств, которыми переполнены были конкурсные ленты. Прелестные в своей скромности патриархальные пейзажи, наполненные великолепием цветов, кружащих над ними бабочек и пчел, роскошные костюмы, созданные дизайнером Аббие Корниш, — все это придает фильму необыкновенную красоту, абсолютно не агрессивную, а очень спокойную и приглушенную. Текстура тканей, из которых отшиты костюмы, снята потрясающе, такого мы в кино еще не видели. Даже погружение иголки в ткань, снятое крупным планом, оказывается завораживающим. Юная Фанн в исполнении Жанет Паттерсон постоянно что-то шьет, создает удивительные наряды, которые потом сама носит, выделяясь среди окружающих неординарными туалетами.
Эта картина имела высокий рейтинг у критиков, хотя она более чем традиционна, лишена каких бы то ни было открытий, зато снята со вкусом и, что называется, из разряда кино большого стиля. Жюри оставило «Яркую звезду» без внимания. Жюри вообще было непросто, поскольку и фильмы были достойные, и актерские работы яркие, было из чего выбирать. Скажем, особенная роль у великолепного актера Уильяма Дефо в «Антихристе» Ларса фон Триера, но жюри предпочло работу австрийца Кристофа Вальца в фильме Тарантино. Вальц сыграл нацистского офицера, пребывающего на грани фиглярства почти каждую минуту, в его роли есть что-то от традиций игры пьесы Брехта «Карьера Артуро Уи», кстати, роль Гитлера в этом фильме сыграл роскошный немецкий актер Мартин Вутке, которого мы видели в Москве в роли Артуро Уи. Жюри отметило наградой партнершу Уильяма Дефо Шарлотт Генсбур, сыгравшую женщину на грани потери рассудка, в которую вселились демоны после гибели ребенка.
Картина Ларса фон Триера «Антихрист» шокировала зрителей. Еще больше многих шокировало ее посвящение Тарковскому. Появляется оно в заключительных титрах с указанием дат жизни и смерти Андрея Арсеньевича. «Антихрист» переполнен цитатами из Тарковского, и пока ты не знаешь, что будет такого рода посвящение, удивляешься, почему Триер идет на такие повторы, которые не плагиат и не курьез, а нечто иное, совсем тебе непонятное и порождающее всякого рода домыслы. Кто-то счел это издевательством. В сущности, Триер говорит о том, о чем снимал свои фильмы Тарковский, ставший его учителем и путеводной звездой. Сам он утверждает, что мог все свои фильмы посвятить Тарковскому, поскольку это для него источник вдохновения, если угодно, идол. Но если у Тарковского природа — храм Бога, то у Триера природа — церковь сатаны. Эти слова произнесет героиня Шарлотт Генсбур. В этом царстве природы орлица съедает своего птенца, олениха на ходу рожает олененка, мы увидим выкидыш волчицы. Что есть зло, каковы его истоки, каковы бездны человеческой души, до времени скрытые, но живущие в каждом из нас, — об этом фильм Триера, в этом пытался разобраться и Тарковский. Перед началом работы Триер посоветовал Уильяму Дефо посмотреть «Зеркало» Тарковского.
В «Антихристе» все доведено до зловещего абсурда, иногда даже вызывающего смех, ведь все имеет свои границы, даже ужасное. Мы видим мужчину и женщину, которые предаются любви, а в это время их маленький ребенок, оставленный без присмотра, выпадает из окна. И жизнь превращается в ад. Мать на грани безумия, она готова растерзать человека, который был отцом ее ребенка. Оказавшись в лесу, куда они уехали подальше от суеты мира, чтобы как-то прийти в себя, эти двое станут антиподами. Герой Уильяма Дефо будет почти что распят, его жена ввернет ему в ногу что-то вроде шунта, который, как стопудовая гиря, сковывает ее. И в какой-то момент станет страшно за него, как совсем недавно было страшно за ребенка, погибшего от родительского эгоизма, в тот самый момент, когда они, забыв обо всем, умирали от любви. Тарковского Триер словно бы разбавил «Ведьмой из Блэр», которая обошлась в свое время ее создателям в гроши, а принесла в прокате огромный доход. Вот и «Антихрист» напоминает малобюджетный фильм, снятый, как во времена «Догмы», дрожащей камерой. Экуменическое жюри присудило ему антиприз. Ларс фон Триер в очередной раз стал возмутителем спокойствия и подтвердил репутацию провокатора.
Создатель «Олдбоя» Пак Чхан-ук вдохновился романом Эмиля Золя «Тереза Ракен», написанным в XIX веке, но роман имеет весьма отдаленное отношение к тому, что мы в итоге увидели, и догадаться о литературной первооснове картины «Жажда» самостоятельно невозможно. Главный герой — священник, участвовавший в испытании вакцины, спасающей от смерти, — становится едва ли не Господом Богом для жителей маленького городка и при этом вампиром. Он присасывается к трубкам, по которым переливается кровь пациентов клиники, и стоит ему это сделать, как исчезают шишки, покрывающие его лицо и руки. Нет свежей крови — и они опять обезображивают тело, так что приходится заматываться бинтом, ходить, словно мумия, стянутая в кокон. Герой приобретает способность летать и отличается повышенной сексуальной активностью и, чтобы ее как-то приглушить, истязает себя. Но его жестокость покажется просто детской забавой по сравнению с той, какая вселится в его жертву: вначале эта женщина станет его любовницей, а потом и вампиршей и начнет истреблять всех, кто попадется на ее пути. И уже в который раз на фестивале возникнет тема всепроникающего демонизма, одолевающего человека, его способности на все.
На фоне всеобщей дьяволизации скромным маргиналом выглядел обладатель «Оскара» и «Золотого Льва» Венеции Ан Ли («Горбатая гора»), запечатлевший начало славной истории Вудстока. Картину «Рождение Вудстока» очень сдержанно приняли критики, а жюри словно и не заметило. Она действительно скромная по части художественных открытий, и ее тут же забыли, где-то в начале фестиваля. Это некая летопись вполне заурядных событий, чуть ли не семейного подряда, в результате которых появился на свет столь популярный ныне фестиваль, куда съезжается молодежь со всего мира.
Выбор Юппер
Австрийский режиссер Михаэль Ханеке снял черно-белую ленту «Белая лента». Интересно, что и Фрэнсис Форд Коппола показал в Канне новую свою работу, тоже черно-белую. Объяснил это так: черно-белый ракурс, отсутствие цвета дают огромные возможности, какие не позволяет выявить цвет, придают истории точный контур, обостряя все.
Картина Ханеке графична, от нее веет холодом, и она о той жестокости, которая порождает ответную волну жестокости. События происходят в 1913 — 1914 годах в деревне, расположенной в протестантской части Северной Германии накануне Первой мировой войны. Картина густо населена детьми, все они в той или иной степени подвергаются если уж не насилию в семье (практически в любой, будь то семья пастора, доктора или фермера), то уж жесткому воспитанию и муштре точно. Результат — детская жестокость, впрочем, и взрослые тут жестоки и немилосердны. И когда с одним из детей случится беда, причем с больным ребенком, которому особенно необходимы внимание и любовь, и его найдут в лесу с изувеченным лицом, заподозрить в содеянном можно любого из героев картины, даже каждого из детей. Цветовая черно-белая скупость, с одной стороны, дает Ханеке определенные возможности, расширяет диапазон воздействия на зрителя, но в этой черно-белой гамме в какой-то момент начинаешь задыхаться: так хочется вдохнуть света и красок полнокровной жизни.
«Белая лента» получила «Золотую пальмовую ветвь», и это абсолютно правильное и вполне ожидаемое решение жюри. В случае Изабель Юппер особенно. Участие в картине Ханеке «Пианистка» принесло ей награду Каннского кинофестиваля 2001 года, где она сыграла, возможно, свою лучшую роль.
Одна из самых сильных картин конкурса — «Пророк» французского режиссера Жака Одиара. И она вполне заслуживала главной награды Канна. Ее герой — молодой араб, оказавшийся в тюрьме, и мы даже не знаем, что он совершил. Он — мусульманин и проходит в тюрьме все круги ада. Из беззащитного заключенного превращается в человека, выходящего время от времени на волю, чтобы выполнять опасные и рискованные задания «отцов», находящихся здесь же, в заключении, вполне неплохо устроившихся в этой жизни. Корсиканцы противостоят мусульманской группировке, побеждает в итоге криминального противостояния последняя. Картина эта с двойственной моралью, рождающая самые разнообразные трактовки. Человек совершил много зла, пусть и вынужденно, лишил жизни людей, не раскаялся, а теперь вышел из тюрьмы и как ни в чем ни бывало будет продолжать жить и растить ребенка погибшего друга.
«Фиш танк» (можно назвать «Аквариум») снят англичанкой Андреа Арнолд. Предыдущая ее дебютная картина «Красная дорога» была показана в Канне в 2006 году. Героине новой ленты — 15 лет, живет она с матерью и младшей сестрой совсем не в той Англии, какую мы себе чаще всего представляем. Ее жизнь уныла и однообразна, вокруг — серый городской пейзаж, никаких подруг. Единственный, кто ей интересен, — это бойфренд матери в исполнении отличного немецкого актера Майкла Фассбендера. И тот ответит ей симпатией, и, пока мать будет в подпитии, случится близость, на смену которой придут разочарование, девичья жестокость и даже попытка мести, что могло бы привести к гибели маленькой дочки одноразового взрослого любовника. По счастью, ничего такого не произошло, в том числе, по счастью, и для режиссера. Ничего особенного в фильме нет. Весьма расхожая ситуация, кому-то покажется, что все это банально и уже было на экране не раз. Но сделано все точно,
скупо, психологически и по-актерски убедительно. Британское кино всякий раз удивляет своей непридуманностью, почти документальным воспроизведением жизни. Актеры совершенны, и будто не актеры даже, а люди из жизни, и в этом современному британскому кино нет равных.
Любовь Муссолини
В основном конкурсе было представлено старшее поколение в лице 69-летнего итальянского режиссера Марко Беллоккио, снявшего фильм «Побеждать» о Муссолини, а вернее, о его первой жене Иде, которая фактически так и не обрела статус супруги, как и ее сын не стал законным сыном Муссолини. Предыдущая картина Беллоккио рассказывала о красных бригадах и участвовала в Венецианском кинофестивале, когда «Золотой Лев» достался «Возвращению» Андрея Звягинцева. Но и тогда выбор темы, особенно важный для Италии, сам по себе ничего не решил. В новой картине самыми впечатляющими стали любовные сцены, в которых итальянский диктатор представлен неотразимым любовником. Последующие тяготы, выпавшие на долю его избранницы и матери его сына, вполне банальны, переполнены упертого страдания странной женщины, предпочитающей коротать век в клиниках, напоминающих тюрьму, и обрекать на бесславную жизнь своего сына и не перестающей заявлять, кто его отец. Это-то и сгубило красавицу, материнский инстинкт которой оказался куда слабее убеждений и неудержимой любви к жгучему красавцу Муссолини.
73-летний британский классик Кен Лоуч снял картину «В поисках Эрика», и это своего рода вариация на тему «Ворошиловского стрелка» Станислава Говорухина. Причем реакция на эти фильмы почти одинаковая. Популистские идеи неплохо идут не только среди широких слоев российской публики, но и среди кинематографической элиты и международной прессы. Наказать всем миром плохих людей — богатых и криминальных, в тот момент, когда ни государство, ни кто-то еще не может защитить, — эта идея оказалась необыкновенно популярной. Почтовые служащие надевают на лица резиновые маски, изображающие футбольного кумира Эрика Кантону (он приезжал на фестиваль представлять картину, в которой сыграл небольшую роль), вооружаются палками, насосом для распыления краски и наводят порядок. Крутые парни оказываются беззащитными перед натиском простых людей. Надо только чтобы их было много, хотя бы целый автобус. Тогда можно достичь того, чего желаешь. В картине Говорухина герой Михаила Ульянова взял ружье, чтобы защитить от позора и поругания внучку, и во время показов фильма по стране, в момент его расправы с обидчиком, в зале раздавались аплодисменты. Картина Лоуча тоже сорвала овации в момент, когда зло было самодеятельно наказано. Популистский финал, хоть и очень смешной, сильно снизил уровень картины, сделанной в целом тонко, наблюдательно и остроумно, как это бывает у Лоуча.
Французский мэтр Ален Рене, в июне ему — 87, в своем фильме «Дикая трава», который имел чрезвычайный успех у французской публики и очень возбудил тамошнюю прессу, рассказал историю о пожилом господине, нашедшем в подземном гараже красный кошелек. Этого было достаточно, чтобы разыгралось его воображение. Приглашены великолепные французские актеры, и картина могла бы стать шедевром, но таковым категорически не стала, превратив великолепное начало, увы, в старческое кино. Обладательница кошелька окажется стоматологом и по совместительству летчицей, на досуге поднимающейся в небо на небольшом самолетике. И вот нашедшие друг друга герои полетят в нем, но у героя сломается молния в ширинке, и он этого не сможет пережить. Сев за штурвал, он приведет все к трагическому финалу. Произошла ли катастрофа — каждый домысливает сам. Нам покажут лишь зеленую траву.
А вообще главным цветом фестиваля станет красный. Красный самолет, красные туфельки, не одно красное платье на героинях разных фильмов, включая Пенелопу Крус в «Разомкнутых объятиях» Альмодовара и все в тех же красных туфельках, которые становятся символом крови. У Тарантино одна из героинь тоже появится в красном и устроит веселую жизнь Гитлеру и его соратникам в парижском кинотеатре, спалит их всех и погибнет сама — красная, как знамя, с красной помадой на губах.
Маргиналы
Картина филиппинца Бийянте Мендозы «Кинатай» имела самый низкий рейтинг у критики, после ее показа презрительное «Фу-у-у-у» разнеслось по залу. С середины фильма уходили отрядами, так и не дождавшись ключевых моментов с расчлененкой молодой проститутки. Имела хождение шутка: а жюри вот возьмет и отдаст приз Мендозе. Но никто не верил в это по-настоящему. Шутка же оказалась пророческой. Мендоза получил приз за режиссуру. Понятное дело, что надо представлять картины разных стран и давать возможность тем, у кого кинематография делает какие-то новые, а возможно, и первые шаги. Филиппины теперь представляет Мендоза. Его прошлогодний фильм, участник Канна, «Сербиз» был тоже весьма посредственным, но там были хоть какая-то история и завораживающее течение филиппинской жизни, необыкновенно привлекательной для европейца. А тут поощрили нечто неоформленное и скромненькое по художественному результату. Рассуждай потом о том, что такое хорошо, а что такое плохо.
Китайский режиссер Лу Е лишен права снимать у себя на родине после того, как снял картину «Летний дворец» о событиях, произошедших на площади Тяньаньмэнь. Запрещенная в Китае, она была показана в 2006 году в Канне. Его новый фильм «Весенняя лихорадка», отмеченный на нынешнем фестивале за лучший сценарий, опять о запретном — о гомосексуализме в Китае. Женщины в этом фильме удивительно некрасивы, с опухшими глазами, их любовь не сулит никакого счастья. Удивительно потом было видеть китайскую актрису на красной дорожке во всем блеске красоты. Зато откровенные сцены мужской любви сняты великолепно. Один из героев вскроет себе вены. Всему виной его жена, ворвавшаяся в библиотеку, где работает молодой любовник мужа, и устроившая там скандал. Разлучник, нарушивший семейную жизнь своего любовника, лишится работы после этого вторжения и прервет всяческие отношения. Потом у него появится новый любовник, и эта страсть вновь повлечет разрыв еще одной гетеросексуальной пары. Можно себе представить реакцию Китая на запретную любовь.
Чебурашка из Японии
На кинорынке показали 80-минутный японский фильм под названием «Чебурашка», написанным русскими буквами. Его продюсер появился в зале в переднике с апликацией знакомого нам всем героя, придуманного когда-то замечательным нашим художником Леонидом Шварцманом. Раздал маленькие холщовые сумочки с изображением Чебурашки и с двумя конфетками, сплясал прямо в зале в ответ на мое восхищение его фартуком, потом долго кланялся и выражал надежду на то, что все мы получим удовольствие от просмотра. Из одиннадцати собравшихся в зале зрителей к концу сеанса осталось пятеро, включая автора этих строк. Самое удивительное в японском фильме то, что говорят в нем по-русски, на экране — английские субтитры. И герои все знакомые, из нашего советского мультфильма, на котором выросло не одно поколение детей и мы сами. А вот режиссер фильма — японец Макоте Накамуре. Японцы приобрели права на такого рода использование, из-за чего в свое время бушевали страсти, а Эдуарда Успенского обвиняли во всех смертных грехах. Сегодня мы видим в титрах японского фильма имена Михаила Алдашина, Михаила Тумели и других российских художников и режиссеров, озвучили фильм российские актеры. Японские фамилии в основном фигурируют в титрах аниматоров, монтажеров.
Первый фильм очень похож на наш, когда Чебурашку обнаруживают в ящике с апельсинами, герои также строят дом, а потом произносят знаменитые слова: «Мы строили, строили и наконец построили». Все это так по-нашему, по-советски, словно ничего и не изменилось. Удивительно вообще, что такая динамичная и техногенная нация, как японцы, что-то для себя нашла в нашем неторопливом и наивном «Чебурашке».
Последующие сюжеты более самостоятельны. «Чебурашка и цирк» и «Советы Шапокляк» рассказывают о том, как Гена и Чебурашка мечтали поработать в цирке, Чебурашка даже пытался стать жонглером, но в этом не преуспел. Шапокляк обоснуется в песочнице и станет давать полезные советики за определенную плату, но какова их истинная цена, нам и рассказывать не надо. Два этих фильма страдают замедленным развитием событий, наполнены пустотами, им не хватает энергии и внутренней силы.
Интересное развитие имела русская тема в вышеназванной картине Терри Гиллиама. Пока творятся в волшебном фургончике странные дела и немолодые дамы выходят в полном экстазе из ее зазеркалья после романтических встреч с Джонни Деппом и прочими красавцами, неожиданно появляется группа товарищей, изъясняющихся на русском языке. Это явные братки. Попав в зазеркалье, они неожиданно для себя заговорят по-английски, но тут нарисуется какая-то хата, и мамаша перед ней, одетая в русско-украинский костюм, произнесет убойную фразу на плохом русском языке: «Русский человек, иди сюда!» Приподнимет подол юбки, расставит ноги, и в эту «дверь» словно в лоно уйдут наши русские парни.
Без Янковского
17 мая состоялся показ «Царя» Павла Лунгина в программе «Особый взгляд», а 20 мая пришла горькая весть о смерти Олега Янковского, сыгравшего в «Царе» одну из главных ролей — митрополита Филиппа. Трагично, что Олег Иванович так и не приехал в Канн, где когда-то побывал с Тарковским и «Ностальгией». Иностранцы часто не знают его имени, но лицо его знакомо всем, потому что «Ностальгия» — фильм, олицетворяющий на Западе российское кино. В свете произошедшего совсем иначе воспринимается и «Царь», и роль Янковского, и уход из жизни его героя. Кино — отражение жизни, а жизнь и человеческая составляющая актера наполняют экран содержанием и объемом, особенно когда мы имеем дело с яркой личностью, какой и был Олег Янковский.
«Сказка про темноту» Николая Хомерики — своего рода эскиз, весьма деликатный и тонкий. Режиссер уловил настроение города, в котором происходят события, — а это Владивосток, несомненно имеющий свою особую энергетику и ритм, — уловил настроения женщины, такой же странной и зыбкой, как и этот непонятный город. Один японский режиссер, снимавший там фильм, сказал, что Владивосток — это везде и нигде. Вот и Геля в исполнении Алисы Хазановой — везде и нигде. Она работает в милиции, занимается делами несовершеннолетних, страдает от отсутствия любви и все время находится в поисках чего-то неясного. Можно сказать, что это фильм о любви, притом что любви здесь нет и в помине. Сотрудники милиции изъясняются только матом, пьют водку, занимаются сексом в кабинетах или только намереваются это делать, получая отлуп от таких партнерш, как дуреха Геля. Геля одного из своих сослуживцев, который давно хочет завязать с ней романчик, приводит в бальный класс, где у нее нет партнера. И неуклюжий Димыч (Борис Каморзин) начинает танцевать, как слон в посудной лавке. Но это лучше, чем ничего. С его точки зрения, Геля — дура, никому не нужная, но ему-то зачем-то нужна, раз он идет за ней в танцкласс. Одинокая женщина, большой приморский город и фатальная пустота — все это Хомерики эскизно набросал, законченности в фильме нет, что-то главное не прописано до конца, экзерсис требует продолжения.
Наши картины, участвовавшие в программе «Особый взгляд», призов не получили. Иной раз кажется, что России словно бы и нет на кинематографической карте мира, и надо бы призадуматься над этим, а не только трубить об объемах производства, которые ныне резко сократились, так что и бравировать уже нечем.
Призы 62-го Каннского кинофестиваля
«Золотая пальмовая ветвь» — «Белая лента» Михаэля Ханеке (Австрия).
Гран-при — «Пророк» Жака Одиара (Франция).
«Лучшая режиссерская работа» — Бийянте Мендоза, «Кинатай» (Филиппины).
Приз жюри — «Фиш Танк» Андреа Арнолд (Великобритания) и «Жажда» Пака Чхан-ука (Южная Корея).
«Лучший сценарий» — «Весенняя лихорадка» Лу Е (Китай).
«Лучшая женская роль» — Шарлотт Генсбур (Франция), «Антихрист» Ларса фон Триера (Дания).
«Лучшая мужская роль» — Кристоф Вальц (Австрия), «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино (США).
Спецпремия — «Дикая трава» Алена Рене (Франция).
Приз конкурса «Особый взгляд» — «Собачий клык» Йоргаса Лантимоса (Греция).
Приз жюри (международной критики) ФИПРЕССИ — «Белая лента» Михаэля Ханеке, «Полиция, прилагательное» Корнелиу Порумбою (Румыния) — «Особый взгляд».
Светлана Хохрякова