Актриса не любит говорить о своем происхождении, детстве, юности. Предпочитает, чтобы обсуждались ее роли в театре и кино. Еще меньше Ардан рассказывает о личной жизни, хотя репортерам время от времени удается что-то разузнать. Отсутствие полной информации об актрисе дало повод для возникновения забавных историй, явно придуманных журналистами для заполнения необходимых в настоящей актерской биографии эпизодов.
Фанни Ардан родилась в семье кавалерийского офицера французской армии в городке Сомур на Луаре, но во Франции они пожить не успели — сразу после рождения дочери переехали в Монако. Отец занимал такое высокое положение, что был вхож в княжеский дворец. Биографы поспешили приписать Фанни Ардан близкое знакомство с принцессой Грейс, а некоторые пошли еще дальше, называя ее для пикантности уроженкой не Франции, а княжества Монако. В семнадцать лет Фанни переехала в Экс-ан-Прованс и поступила в университет на отделение политологии. После окончания университета решила продолжить образование, но уже театральное.
В 1974 году она дебютировала в корнелевском «Полиевкте», а в 1979-м впервые снялась в телевизионной драме «Женщины побережья». Роль не принесла ей большого успеха, но зато ее заметил Франсуа Трюффо. Заметил он не актрису, а женщину с очень яркой внешностью и необузданным темпераментом.
1981 год стал для Ардан судьбоносным. Она снялась у Клода Лелуша в музыкальном фильме «Те и другие» — это была крохотная, почти эпизодическая роль, но сыгранная в великолепной компании с Даниэлем Ольбрыхским, Жан-Клодом Бриали, Хорхе Донном и многими другими. Ну а роль роковой женщины в драме Трюффо «Соседка» изменила и жизнь актрисы, и ситуацию во французском, да и в мировом кино: все отметили, что взошла новая звезда необычного амплуа.
Именно со съемок первого эпизода этого фильма Фанни Ардан предпочитает отсчитывать свою биографию. Она познакомилась с Жераром Депардье, которого до сих пор считает одним из самых интересных актеров и потрясающим партнером. Она не боится в этом признаваться, хотя и извиняется перед другими, не менее любимыми.
Трюффо стал частью ее личной жизни, но они никогда не жили нормальной семьей. Ардан всегда боялась всяких штампов в паспорте, наставлений кюре и занудных семейных праздников. Однако она оставалась с Трюффо до его смерти в 1984 году.
Только одну законную семью она признавала возможной для себя — ту, что возникает спонтанно на съемочной площадке для совместной работы над фильмом, а потом так же спонтанно распадается. Еще у Ардан нет ни любимых ролей, ни любимых режиссеров. Лучшим будет всегда тот, кто возникнет на ее горизонте в будущем. И лучшая роль — еще не сыгранная.
От Лелуша и Трюффо она перекинулась к немцам: снялась в фильме Фолькера Шлендорфа «Любовь Свана» и «Трех сестрах» Маргарете фон Тротта. На короткое время стала музой Алена Рене, а название фильма, в котором сыграла, стало девизом всей ее жизни. Когда Ардан спрашивают, что она думает о жизни, актриса уточняет, что может говорить только о своей жизни, и, наверное, ее жизнь — это роман.
Чем-то похожая на великих итальянских актрис прошлого — Сильвану Мангано, Софи Лорен и Анну Маньяни — Ардан вызывала интерес у режиссеров, которые не успели снять вышеперечисленных актрис и с удовольствием приглашали для работы странную и нетипичную француженку. Во время учебы в университете Ардан выучила несколько языков, толком еще не зная, как ей это пригодится в будущем. Хуже всего дело обстояло с английским, хотя ради съемок в фильме «Каллас навсегда» она собралась с силами и говорила без суфлеров, но английский так родным и не стал. С адаптацией ей помогал давний друг еще по фильму «Любовь Свана» Джереми Айронс, который сыграл в этом фильме продюсера Каллас. Они поменялись местами — тогда Ардан помогла Айронсу не потеряться в море французского языка, теперь он подбадривал ее шутками. Итальянский пригодился, когда она работала со Сколой и Антониони. В 2004 году она осуществила детскую мечту — сыграла на испанском в фильме испанского режиссера «Год потопа».
Будни актрисы проходят в театре, который она никогда не бросала ради кино. Для нее театр очень близок литературе, тогда как кино она называет «предбанником» великих текстов. Ардан считает, что в театре литературу можно пережить по-настоящему и заставить зрителей сопереживать, а значит, серьезно думать, в кино же мыслительный процесс не столь глубок. Ардан часто спрашивают, не надоели ли ей роли роковых красавиц и женщин-вамп, но актриса уходит от ответа. Ведь если по природе ты Медея или Федра, то зачем примерять на себя роли простушек. Ардан не боится возраста, считает, что для актрисы он может стать преимуществом. Из несыгранных ролей называет одну — Настасью Филипповну, надеется, что найдется режиссер, который предложит ей сыграть в «Идиоте», но обязательно в театральной постановке.
Александра Германова