Звери лучше людей

«Красавица и Чудовище» в Бирмингеме

Дэвид Бинтли продолжает оставаться самым креативным английским хореографом, работающим в абсолютно классической манере. Люди с такими интересами, как у Бинтли, давно перевелись не только в Англии, но и во всем мире. Так сильно любить традицию сюжетного балета и так тщательно ее опекать и обогащать своими работами мало кто теперь может. Еще Бинтли ценен тем, что он постоянно заказывает композиторам новую музыку к своим спектаклям и таким образом находит единомышленников повсюду. Его вовсе не сломил переезд из столицы в промышленный Бирмингем. Он много печалился по этому поводу, но привык. Видимо, если тебе есть что сказать в искусстве и ты можешь найти деньги на постановки, то жить и работать можно везде. Напомню, что «бирмингемцы» прежде считались резидентной компанией в Театре Сэдлерс Уэллс и, хотя сохранили статус королевского балета, столичную базу потеряли. То есть живут и работают хореограф и артисты в Бирмингеме, а выступают, как и прежде, по всей Англии, в том числе и в Театре Сэдлерс Уэллс.

Хитом этой осени стал балет «Красавица и Чудовище», который Бинтли возобновил после премьеры в 2003 году. Как это ни странно, но экстравагантная французская сказка вышла из рук Бинтли прекрасным детским балетом. Музыку к нему специально написал британец Глен Бур. Хореографа не смутило, что сюжет-то он выбрал не самый заброшенный. Ни фильм Кокто, ни популярный диснеевский мультфильм (https://kinofanat.net/mult/) не смутили его. Он пошел прямо от текста и преуспел, сделав детский спектакль с поучительным финалом. Начал он традиционно — девочка по имени Красавица (ее исполняла Амбра Валло) перечитывала любимую сказку о принце в папиной библиотеке и не заметила как заснула. Сцена выдержана в лучших традициях английского готического романа: зловещая темная комната со стеллажами, тусклой лампой и высокими кожаными креслами. Пусть придумано и попроще, чем в балете «Щелкунчик», но зато понятнее для местных детей, которые, кстати, составляют завидное большинство в зрительном зале. А снится Красавице двухактный балет — в первой части мы узнаем, за что наказан и превращен в зверя Принц, во второй наблюдаем метаморфозу, произошедшую с Принцем и Красавицей в результате терпения и выносливости, и понимаем, что за безликими словами «потом они жили долго и счастливо и умерли в один день» может стоять мудрая и поучительная история.

Понятно, что Бинтли не изобретает новых движений — в классическом балете все уже изобретено. Однако любопытные связки и комбинации он не устает придумывать, и очень успешно. Он обильно цитирует и Аштона, и Макмиллана, и Крэнко, но не на уровне тупого копирования, а на уровне отдельных приемов. Профессиональный насмотренный глаз все замечает — видит, что откуда пришло и почему, но в театр ведь всегда приходит новая публика и хочет видеть не современный босой танец, а балерин, вертящих фуэте на пуантах, и танцовщиков, прыгающих туры. Примечательно соло Чудовища — он выходит почти как Абдерахман в «Раймонде» Юрия Григоровича. Танцующие животные — тоже чисто английская тема. Они танцевали у Аштона, учителя Бинтли, в преогромных количествах, и публика это обожает. Угождая своей публике, хореограф не упускает возможности поставить танцы на товарищей Принца, которые так же, как он, за гордыню были превращены в зверей и большую часть балета танцуют зверьками. А сам Принц превратился не просто в Чудовище (исполняет Тирон Синглон), как у Кокто, и не в конкретного зверя, а в некое собирательное звериное чудище, похожее на всех страшных животных разом (волк, лиса, кабан). Когда балет ставился и небольшая по численности труппа была занята на репетициях с утра до вечера, Бинтли, экономя время артистов, согласился, чтобы портрет Чудовища с последующим изготовлением маски был изготовлен с него самого. Таким образом, он выразил сочувствие всем ни в чем не повинным животным, чьим именем называют дурных людей. В его спектакле зверь оказывается лучше человека, и только отбыв повинность в звериной шкуре и испытав всеобщую ненависть и небрежение, существо, рожденное человеком, подтверждает свое право называться человеком. Не знаю, понимают ли эту мораль дети, но балет им явно нравится.

Александра Германова

реклама

вам может быть интересно

На своём поле Классическая музыка