Завершился конкурс «Молодой балет мира»
Второй международный конкурс Юрия Григоровича «Молодой балет мира» проходил в Зимнем театре города Сочи — величественном здании, окруженном поясом из 88 колонн, где любили гастролировать многие знаменитости. В этом городе подолгу жил рязанский дворянин, просветитель, издатель «Петербургской газеты» Сергей Худеков. Тонкий знаток балета, он оставил мировой культуре либретто «Баядерки», написанное в соавторстве с Мариусом Петипа, и «Историю танцев всех времен и народов», а черноморскому городу — уникальный субтропический дендрарий с редчайшими образцами флоры. Так что конкурс «Молодой балет мира» — еще один балетный сюжет Сочи. Нынешний смотр был посвящен памяти Наталии Бессмертновой. Даже писать это непросто — настолько реально ее присутствие: два года назад Наталия Игоревна принимала участие в Первом конкурсе, и тогда он был посвящен Галине Улановой.
Согласно поданным заявкам, ожидалось 70 участников, но доехали не все. Похоже, потрясшие страну события на Кавказе встревожили родителей — в Сочинском конкурсе популярна младшая группа, но многие своих чад отпустить сюда не решились. Обсуждались и иные причины: после лета не все вошли в форму, а открывшие сезон театры не смогли освободить артистов. Помнится, что после Московского конкурса говорили, что и июнь — не лучшее время: ученики сдают экзамены, труппы закрывают сезон. Но нет худа без добра: то, что приехало меньше, чем предполагалось, соискателей, подарило редкую для состязаний возможность вдумчиво просмотреть каждого и избежать ошибок, не отсеивать после первого тура тех, кто не сумел преодолеть волнения.
Географию определили не только разные города России, но и Украина, Казахстан, Кыргызстан, Беларусь, Армения, Италия, Корея и Венесуэла, приславшие своих делегатов. Авторитетное международное жюри, которое было представлено в № 37 газеты, объявилось практически в полном составе.
Контекст
Многочисленные события отмечены особой атмосферой: от Экономического форума до Бархатного сезона показа мод и от джазового фестиваля до выставок достижений в разных сферах народного хозяйства — всех предолимпийский город принимает охотно и радушно. Солнце, море, дивный воздух, цветущие сады и множество гостей — жизнь города теплой осенью просто кипит. Так что балет естественно вписывается в курортный ландшафт. Точнее, Юрий Григорович (а «Молодой балет мира» стоит назвать авторским конкурсом) прицельно выбрал для ристалища юных райское место и время бархатного сезона.
Что касается бесконечной дискуссии на тему «нужны или нет конкурсные марафоны», то спорить об этом — все равно что рассуждать о вреде и пользе мобильных телефонов. И то, и другое прочно вошло в жизнь. Но сочинский конкурс отличается не только блаженным климатом, в его условиях расставлены важные акценты. Юниоры, а нижняя возрастная планка не обозначена, получают возможность проверить силы на пороге профессиональной жизни, молодые танцовщики — заявить о своих возможностях. Впрочем, сказанное можно отнести не только к Сочинскому конкурсу. А вот необходимость исполнения конкурсантами младшей группы номера народно-сценического танца и фрагмента из балета-сказки, а для старших — джазовой композиции — условия исключительно этого состязания. Его новые «дисциплины».
Уроки
По этим дисциплинам мало кто из участников выбился в отличники. Более других запомнилась Дарья Хохлова, станцевавшая «Русскую» Касьяна Голейзовского с пониманием стиля. Но если большинство учеников (прежде всего их педагогов) стараются представить народный танец, переживающий нелучшие времена в пространстве спектакля, все-таки не развесистой клюквой, то что такое джаз (и в танце, и даже, о ужас!, в музыке) — остается сферой непознанного. Но организаторы справедливо надеются на будущее, поддерживая забытое старое и провоцируя на открытие нового.
Портрет балетного века в конкурсном формате выявил и иные закономерности. Из положительных стоит отметить, что спортивный прицел «быстрее, выше, сильнее!» (или иная крайность — облегченные версии), к счастью, пусть медленно, но уступает поискам артистической выразительности. В сравнении с другими конкурсами, которым несть числа, вандализма по отношению к классическим вариациям здесь оказалось гораздо меньше. Как и претенциозности манер.
Вот и корейские танцовщики Йо Чжи Пак и Йон Сик Ким поразили тонким вкусом. Их музыкальное исполнение, внимание к мельчайшим пластическим деталям можно посчитать «петербургским» приветом из Кореи — с дуэтом работает Маргарита Куллик, питомица Вагановской школы и любимица Наталии Дудинской. Уверенно проявила себя московская школа — все ее воспитанники уехали с наградами. Десант из Армении — рослые парни, умело осваивающие классику, — принес их наставнику Ованесу Дивоняну «Приз лучшему педагогу». Марийская школа представила новое пополнение: Екатерина Байбаева и Станислав Александров уже живут подлинной культурой танца.
Наметились и обидные тенденции: репертуар, подобранный на вырост, расхлябанные стопы, манерность вместо манеры. Жаль, что было мало дуэтов — если так пойдет и дальше, то высокие традиции дуэтного исполнительства серьезно пострадают. Основной вывод конкурса вполне определяется чеховской фразой: «Блестящих дарований теперь мало, это правда, но средний актер стал гораздо выше».
Победители
Золотые медали в команде юниоров достались ученицам Московской академии хореографии Анастасии Минаевой (соответственно «Приз лучшему педагогу» — Наталье Архиповой) и Дарье Бочковой, а также бакалавру Киевского хореографического колледжа Никите Сухорукову. Серебро тоже разделили воспитанницы МГАХ — Дарья Хохлова и Мария Мишина. Приз имени Наталии Бессмертновой, учрежденный журналом «Балет», присужден 14-летней Анастасии Лименько из Беларуси. Она же разделила бронзовые лавры с Йо Чжи Пак. Юношеская бронза отправится в далекую Якутию вместе с обаятельным Саарылом Афанасьевым и в Йошкар-Олу (Станислав Александров).
Золотой медали в старшей группе удостоена Ангелина Влашинец, вчерашняя выпускница Московской академии, принятая в Большой театр, и Михаил Крючков, также артист Большого, разделивший награду с солистом Национального театра оперы и балета Армении Рубеном Мурадяном. Серебро завоевали единственная представительница вагановской школы Екатерина Плошкина (Михайловский театр), москвич Олег Рогачев (Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко) и Севак Аветисян из Армении. Третьей премией награждены Йон Сик Ким (Корея) и Иван Алексеев из Воронежа. Весной его землячка Анжелина Воронцова произвела фурор на пермском «Арабеске», что складывается в отрадную тенденцию.
С присуждением Гран-при имени Марины Семеновой (награду вручала ее дочь — Екатерина Аксенова) украинской балерине Оксане Бондаревой, приме Русского национального балета под руководством Елены и Сергея Радченко, можно и не согласиться. Феерические вращения бесстрашной и техничной балерины дали ей преимущественный запас баллов и фору на получение главного приза. Но то была победа виртуозности над тонким стилем, постигать который победительнице придется в будущем. Призеры старшей группы получили еще один подарок — выступить на Гала в сопровождении оркестра Краснодарского театра балета Юрия Григоровича, которым мастерски управлял Александр Лавренюк.
Хореографы
Отдельная проблема — современные номера. Доморощенные страдания, бедный пластический язык без чувства камерной формы, катастрофический дефицит внутренней культуры и оглядка на глянец. Многие танцы от пошлости спасали лишь молодость и наивность участников. В скучной череде современного конвейера запомнились лишь несколько миниатюр, которые принесли призы их создателям. Первый приз — лирическому танцу, рассказанному привычным языком классики (юного воронежского конкурсанта Ивана Алексеева отметили, видно, за музыкальность и грамотность в изложении известных па). Второй — экспериментам с новым пластическим языком (Константин Уральский предъявил хореообраз джаза, а в «Вокализе» Рахманинова помог Ангелине Влашинец открыть артистические возможности). Третий приз — за буйную стихию пластических перевоплощений (московский японец Морихиро Ивато поставил для Михаила Крючкова темпераментную «Исповедь» на музыку Шиндлера). Запомнился еще и «Оборотень» Константина Семенова, исполненный Олегом Рогачевым, но не принесший хореографу отличий. В целом же можно лишний раз засвидетельствовать неясность текстов и адресатов пластических месседжей, отправляемых хореографами.
Незабвенная
Конкурсные дни — не только показы, это общение балетного сообщества, мастер-классы замечательных педагогов, налаживание творческих связей. Член жюри Шарль Жюд, в прошлом этуаль Парижской Оперы, работавший с Нуреевым и Лифарем, ныне — директор балетной труппы Оперы Бордо, — был наиболее активен и приглашал понравившихся конкурсантов на стажировку во Францию. Важным событием стала презентация книги «Незабвенная» о жизни и творчестве великой балерины Наталии Бессмертновой. Но эта книга заслуживает отдельной статьи, которую мы предложим читателям в одном из ближайших номеров.
Следующий раз «Молодой балет мира» соберется осенью 2010 года, а в 2014-м — есть надежда — станет частью культурной программы Олимпиады. Как настоящий праздник он того заслуживает.
Елена Федоренко