Праздничные гала-концерты, которые устраивает Большой театр в честь Марины Кондратьевой, всегда навевают ностальгическую грусть по канувшему в лету золотому веку советского балета с его балансом романтики и героики. Марина Викторовна была одной из блистательных героинь этой эпохи.
В этом сезоне Марина Викторовна отмечает 60-летие творческой деятельности и 60-летие работы в Большом театре. Гала-концерт совпал с самым пиком фестиваля «Век “Весны священной” — Век модернизма», когда четыре вечера подряд Финский национальный балет показывал реконструированную М. Ходсон и К. Арчером пионерско-модернистскую «Весну священную» Нижинского и фривольно-эстетскую «Bella figura» И. Килиана. Все это проходило на Новой сцене, а на исторической чествовали Кондратьеву.
Вечер словно перенес на остров, куда модернизм еще «не доплыл». Все «Кондратьева-гала» утроены одинаково. Ученицы — сегодняшние и вчерашние — танцуют репертуар Марины Викторовны или какую-то свою коронную партию, которую приготовили в свое время с ней. Но самое главное — это возвращение спектаклей и номеров из запасников Большого.
Вспомнили восстановленный Мариной Кондратьевой «Па де катр» Ц. Пуни в редакции Антона Долина. В балете-соревновании четырех великих балерин Карлотты Гризи, Марии Тальони, Люсиль Гран, Фанни Черрито участвовали Анна Антоничева, Мария Аллаш (на фото), Елена Андриенко и Мария Александрова.
Озорные «Весенние воды» на музыку С. Рахманинова в хореографии А. Мессерера, в которых блистала Марина Кондратьева. На фото — Анна Тихомирова и Андрей Меркурьев (вариант прошлого «Кондратьева-гала»), в этом концерте партнером Тихомировой выступил Артем Овчаренко. Тихомирова начала заниматься в театре с Кондратьевой, сейчас работает с Надеждой Грачевой, одной из самых ярких учениц Марины Викторовны в прошлом. Линия преемственности очень чувствуется.
Екатерина Шипулина и Егор Хромушин станцевали Адажио Мехменэ Бану и Ферхада из балета «Легенда о любви» (на фото). Балет не значится в репертуаре — поэтому фрагмент из него в исполнении Шипулиной, которая много лет занималась в классе у Кондратьевой и подготовила с ней большинство своих балеринских ролей, — приятный раритет. Хотя, в целом, из «Легенды» не стоит вырывать фрагменты, они смотрятся в гала как церковная фреска, срезанная со стены и перенесенная в музей.
Марианна Рыжкина и Дмитрий Гуданов (на фото) вспомнили Адажио из балета «Паганини» на музыку С. Рахманинова, роль Музы в котором создавалась специально для Марины Викторовны.
Нина Капцова (на фото) и Семен Чудин вышли в «Классическом па-де-де» Чайковского-Баланчина. Кондратьева никогда не танцевала Баланчина, зато она подарила балетному миру Нину Капцову. Они вместе подготовили не меньше двух десятков ролей.
Во втором отделении давали целиком картину «Тени» из «Баядерки» с Ольгой Смирновой и Владиславом Лантратовым (на фото).
По первоначальному замыслу планировалось, что «Кондратьева-гала» сложится из двух актов «Лебединого озера», где «белый» акт (Одетту) станцует Ольга Смирнова, а «черный» (Одиллию) Наталья Осипова (на фото — из «Дианы и Актеона» с Иваном Васильевым).
Две ученицы — две крайности. Последняя еще никогда не показывала свое «Лебединое озеро» в Москве, и представление могло стать сенсацией, но ее занятость не позволила вырваться в апреле в Москву. И дебют Смирновой в «Лебедином» тоже отложился на май, поэтому старые, добрые «Тени», зимой вернувшиеся на реконструированную историческую сцену стали феерическим финалом концерта.
Ольга выучила акт «Теней» еще в училище, потом показала в абсолютно готовом виде на выпускном концерте Академии на сцене Мариинки, и в свой первый сезон (2011-2012) дебютировала в целой «Баядерке». В этом сезоне с блеском подтвердила свое законное право танцевать этот спектакль и называться одной из лучший Никий нашего времени.
Фото Е. Фетисовой