Выставка «Император Адриан» в Британском музее
Почему именно Адриан, а не Юлий Цезарь или Август, или Нерон и почему в Англии в Британском музее, а не в Лувре, не в Эрмитаже и не в Метрополитен? Вопрос несложный, а ответ расплывчатый. Британские ученые-древники запланировали на ближайшую пятилетку четыре мощнейшие выставки, посвященные великим правителям прошлого, — на свой английский вкус, естественно. В квартет попали китайский император Цинь Ши, основатель династии и владелец пресловутой терракотовой армии, которую обнаружили на кладбище рядом с ним. Эта экспозиция уже отгремела в Лондоне и успела закрыться. С конца июля до конца октября проходит выставка «Империя и конфликт» — об Адриане. Две остались на будущее — персидский шах Аббас и вождь ацтеков Монтесума.
Все сразу становится на свои места. Британский музей не хочет расставаться со своими сокровищами, многие из которых добыты не самым красивым путем. Взамен этого он прославляет прошлое тех народов, которых некогда «обобрал». А китайский, греко-римский, иранский и индейский разделы музея по количеству экспонатов (не всегда по их качеству) — лучшие в мире.
Адриан тоже не случайный персонаж у британцев — на севере Англии, почти в километре от шотландской границы сохранились построенные им укрепления: так называемый Адрианов вал, еще в разных точках страны время от времени выкапывают или вылавливают древние статуи Адриана, на сегодняшних пятидесятипенсовиках красуется Британия — английская Паллада, чье изображение приказал поместить на монеты Адриан. Читальный зал Британского музея построен архитекторами викторианцами по образцу римского Пантеона, то есть в форме ротонды с куполом и отверстием для света. Считается, что свой окончательный вид античный Пантеон приобрел при Адриане, а возможно, и с его участием в качестве инженера. И последнее, что связывает остров и римского императора — десяток изваяний любимого Адрианом греческого мальчика Антиноя, найденных в Англии. Значит, в момент крайней скорби император не забыл распорядиться, чтобы культ погибшего наложника распространился вплоть до северных границ, огражденных Адриановым валом.
Больше всего на свете англичане любят выступать в роли первооткрывателей. Пусть колонны Парфенона пылятся в грязных Афинах, пусть туристы вытаптывают газоны на вилле Адриана в Тиволи возле Рима, а турки — страшно сказать — застраивают основания храмов мечетями. Лучшее окольным путем все равно окажется в Англии — как Парфенонский фриз или только что найденные в Турции гигантские статуи императора Адриана и его жены Сабины. Моментально договорились, что право первой выставки откопанных бельгийскими археологами «деталей» (так как статуи сохранились, что называется, в разобранном виде) императорской пары — у Британского музея.
Находка из турецкого Сагалассоса совершенно фантастическая с точки зрения науки. Во-первых, такого размера римских статуй дошло до нас не более десяти, во-вторых, изображений Адриана данного периода сохранилось мало.
Англичане разложили Адриана на черном бархате за стеклом. Как к мощам какого-нибудь святого к витрине с головой отпетого язычника выстраивалась очередь. Люди подходили и не хотели уходить. Это статуя настоящего римлянина до мозга костей. Вот перед вами его дела — Адрианов вал, Мавзолей, Вилла и сады в Тиволи, Храм Юпитера и Библиотека в Афинах, карта Римской империи с обозримыми границами. Такого блистательного мужа надо знать в лицо — и вот оно здесь размером не менее метра в высоту.
Остальное на выставке — иллюстрация очередного мифа о жизни Адриана, придуманного кураторами. Что-то прислали из Испании, так как оттуда родом предки-сенаторы. До сих пор не понятно, родился ли Адриан в Риме или приехал туда в возрасте 14 лет в 90-м году. Испанские корни он не скрывал, но Италику (на этом месте сейчас находится Севилья) в качестве малой родины не жаловал. Богато проиллюстрированы военные походы Адриана — легионерские значки, украшения и прочая мелочь. Дан семейный портрет в интерьере — кузен Адриана император Траян, его внучка и она же жена Адриана Сабина, приемный сын будущий император Антонин Пий, еще какие-то потомки и предки, никогда в прошлом не стоявшие рядом. Провозглашение императором и первые годы правления, иллюстрированные многочисленными портретами в тоге, в доспехах и обнаженным в виде Марса. Для любопытных есть сноска на стене, сообщающая о том, что в начале II века разразилась мода на все греческое — на бороду, любовь к мальчикам и здоровое и красивое тело, которое не стоит скрывать. Адриан первым из императоров сбросил одежду, отрастил бороду, раструбил на всю империю о своих отношениях с Антиноем. В общем, был современным и свободным.
«Доброта» Адриана на выставке значительно превалирует над жестокостью — раньше считалось наоборот. Кураторы не забывают, что он подавил иудейское восстание Симона Бар-Кохбы, но сделал это не ради массовых убийств, а ради спокойствия на Востоке. Для того же самого он прекратил все военные действия в Месопотамии и отказался от Армении. Предметы иудейского культа времен адриановых гонений привезены в Лондон впервые и очень украшают экспозицию — передают дух времени, говорят сами за себя. Смешной фавн прибыл из музея в Тиволи — единственный ответчик за ландшафтные красоты императорского парка. Кстати, англичане поступили умно — обклеили пятиметровыми в высоту фотообоями с изображением адриановых построек колонны музея, и фотолюбители с утра до ночи делают кадры, имитирующие архитектурный тур по провинциям Римской империи.
Выставку в Лондоне уже назвали проектом года. Обидно, конечно, что российские ученые не подоспели к раздаче слонов в Сагалассосе, а то взглянули бы первыми в лицо Адриану и признали бы в нем сходство с Пушкиным — глядишь, выставку бы открывал Пиотровский в Эрмитаже. Про Пушкина — не шутка, английские критики, когда искали, с кем бы отождествить Адриана по внешнему признаку — единогласно называли Александра Сергеевича Пушкина.