Вечер длиною в век

Для Камерного музыкального театра Бориса Покровского Шостакович — едва ли не самый главный композитор. С его «Носа» началась пусть и не биография, но слава театра, и спектакль этот, объездивший весь свет, вот уже четвертое десятилетие не сходит с афиши. В дальнейшем здесь ставили «Игроков» и «Антиформалистический раек», 80-летие со дня рождения великого композитора отмечали спектаклем «Играем Шостаковича».

И вот в преддверии 100-летнего юбилея встал вопрос: чем отмечать будем? В самом деле, «Нос» — в репертуаре, для «Леди Макбет Мценского уезда» ресурсов явно недостаточно, к тому же она идет уже на двух московских сценах. Снова ставить «Игроков»? В конце концов, возникла более интересная и, как оказалось, продуктивная идея. Было решено сделать спектакль, включающий в себя разные сочинения композитора, для сцены не предназначенные, составив из них некий обобщенный портрет эпохи, в которую жил и творил Шостакович.

Новая премьера получила название «Век DSCH» с подзаголовком «поэтический театр в двух частях». Выбор Михаила Кислярова — либреттиста, режиссера и хореографа — пал на Четырнадцатую симфонию, Восьмой квартет, вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», а также фрагменты ряда других сочинений. Вместе с музыкальным руководителем и дирижером постановки Анатолием Левиным они сумели создать из разножанровых произведений вполне целостный спектакль. Не спектакль-концерт, а настоящее, полноценное театральное действо.

«Поэтический театр» — это в данном случае и некая антитеза театру политическому, на который, безусловно, провоцировала заявленная в названии тема. Хотя совсем избежать последнего все же не удалось. К тому же само творчество Шостаковича, да еще в контексте его собственной судьбы и судьбы страны, дает больше оснований именно для политического театра. Однако, сделав выбор в пользу театра поэтического, следовало, наверное, более жестко подойти к отбору материала: «Антиформалистический раек», «Стихотворения капитана Лебядкина» и тексты из журнала «Крокодил» в этот жанр не слишком вписываются. С учетом еще и общей перегруженности (первая часть спектакля длится более полутора часов) трудно отделаться от мысли, что изъятие данных фрагментов пошло бы спектаклю только на пользу.

И еще по поводу композиции. Во второй части Четырнадцатая симфония соседствует с фрагментом Сюиты на стихи Микеланджело Буонаротти, и в этом, безусловно, имеется логика. Однако как с точки зрения этой самой логики, так и в плане большей стройности композиции представляется, что вернее и целесообразнее было бы, если бы означенный фрагмент не обрамлял симфонию, а возникал уже после нее в качестве постлюдии и своего рода антитезы. Поскольку авторы спектакля сами говорили на пресс-конференции о том, что он еще будет меняться, данные соображения могут оказаться отнюдь не лишними.

Впрочем, и в нынешнем своем виде спектакль производит достаточно сильное впечатление и с полным правом может числиться среди наиболее значительных приношений к юбилею великого композитора. Высокой оценки заслуживает, безусловно, дирижерская работа Анатолия Левина. А Михаил Кисляров создал едва ли не самый лучший свой спектакль. Весомый вклад внесли также художники Виктор и Рафаил Вольские. Наконец, отлично работают едва ли не все исполнители. Словом, Шостакович вновь оказался для Камерного театра талисманом.

Дмитрий Морозов

реклама