Завершился фестиваль «Владимир Спиваков приглашает...»
Вокалисты всегда занимали видное место в афишах спиваковского фестиваля и программах Национального филармонического оркестра России. Вот и V фестиваль «Владимир Спиваков приглашает...» включал в себя сразу два гала-концерта, последний из которых стал одновременно и закрытием двухнедельного марафона. В первом выступили молодые, но уже хорошо известные российские певцы Альбина Шагимуратова и Василий Ладюк, находящиеся в начальной стадии своей мировой карьеры, во втором — многоопытные Даниэла Десси и Фабио Армильято, чья карьера, напротив, идет на спад.
В первом концерте предполагался, впрочем, еще и третий участник, Константин Андреев, чьи последние выступления в Москве удачными никак не назовешь. Программа была составлена с тем расчетом, чтобы сопрано и баритон, помимо арий, могли также исполнить и дуэты с тенором. Но тенор в последний момент «соскочил», и получилось просто чередование сольных номеров, ни одним дуэтом так и не увенчавшееся. Хотя по крайней мере один дуэт буквально просился в программу: дуэт Виолетты и Жермона из «Травиаты», благо данные партии имеются в репертуаре Шагимуратовой и Ладюка. Но кто-то чего-то не додумал, и певцы появились вместе на сцене БЗК лишь во время финальных поклонов, о чем остается только сожалеть. К счастью, других поводов для сожалений в этот вечер не было.
Альбина Шагимуратова рискнула начать выступление с экстремально трудного Концерта для голоса с оркестром Глиэра, который в наши дни услышишь крайне редко, тем более целиком. Не стану утверждать, что все было спето совсем уж безупречно, но осилить такое произведение даже процентов на девяносто — уже почти подвиг. Зато ария Джильды прозвучала, можно сказать, идеально. Хороша была Альбина и во фрагменте из беллиниевской «Сомнамбулы». Отрадно, что в сравнении с выступлением певицы на прошлом спиваковском фестивале (вскоре после победы на конкурсе Чайковского), прогресс был вполне очевиден и значителен, хотя и тогда она пела хорошо. Очевидно, успешно складывающаяся мировая карьера немало способствует интенсивности творческого роста.
Василия Ладюка в минувшем сезоне не раз можно было услышать в разного рода сборных программах. Он еще раз подтвердил, что является сегодня первым баритоном Москвы, продемонстрировал красивый голос, превосходную школу и несомненную музыкальность. Сегодня никто, пожалуй, не споет лучше него Песню Веденецкого гостя из «Садко» Римского-Корсакова, но хотелось бы услышать в ней еще чуть больше тембрового разнообразия. Такого бельканто, какое являет Ладюк в арии и каватине Альфонсо из «Фаворитки» Доницетти, не встретишь у отечественных баритонов, да и Елецкого больше никто так не поет. Но все это мы уже знали, все слышали в прошлом сезоне. А хотелось бы услышать в выступлении одного из самых перспективных молодых певцов и что-нибудь для него новое (как это было, например, на концерте в Новой Опере, где прозвучала сцена из «Симона Бокканегры»), хотелось, чтобы с каждым разом он поворачивался к нам еще какими-то гранями...
В отличие от героев первого вечера, которые многого уже достигли и еще больше обещают, у героев второго основные достижения остались в прошлом. Впрочем, хоть речь и о супружеском дуэте, говорить об этих певцах вернее было бы по отдельности.
Даниэла Десси — личность, безусловно, не в пример более крупного калибра, нежели ее партнер. И сам голос более породистый, и артистизма на порядок побольше. Но сегодня прежнюю Десси можно было узнать лишь в те моменты, когда она пела mezza voce (буквальный перевод: вполголоса). Но как только она «включала» полный звук, голос сразу же начинал качаться, дребезжать и подчас откровенно детонировать.
В результате все преимущества оказались на стороне Армильято. Выступив не слишком удачно в первом отделении, он ко второму как следует распелся и очень недурно прозвучал в пуччиниевских операх. Пусть голосу его не хватало тембрового богатства и звучал он везде примерно одинаково, зато экспрессии певцу было не занимать, а рассекать пространство — да еще и столь акустически проблемное, как Светлановский зал ММДМ, не пользуясь к тому же при этом микрофоном, — к примеру, арией Калафа, уверенно «гвоздя» все верхние ноты, дано далеко не всякому тенору, особенно во времена тотального дефицита крепких драматических голосов. Поэтому, если после первого отделения ситуация казалась совсем уж грустной и хотелось от души посочувствовать маэстро Спивакову, получившему на закрытие фестиваля звезд вчерашнего дня, то второе, во многом за счет Армильято, оставило уже более благоприятное впечатление.
Великолепно звучал в этот вечер Национальный филармонический оркестр России. Даже вконец заезженные хиты, вроде увертюр к «Силе судьбы» и «Сицилийской вечерне», что предстали несколько растрепанными на недавнем юбилейном вечере маэстро, теперь были основательно подчищены и сыграны весьма достойно. Особенно же хороша была гораздо реже играемая увертюра к «Разбойникам». И приходилось в очередной раз жалеть, что надежда услышать в их исполнении какую-нибудь оперу целиком так по-прежнему и остается надеждой.
Дмитрий Морозов