К итогам сезона московских оркестров
Сколько на самом деле сегодня в Москве симфонических оркестров точно, похоже, не знает никто. Можно только утверждать с полной уверенностью, что их никак не меньше двадцати. Реально же картину концертной жизни формируют максимум десять, из которых, в свою очередь, выделяется пятерка лидеров. Вернее, это теперь их стало пять. В предыдущие годы речь, как правило, могла идти лишь о трех. Прошедший сезон заметно изменил оркестровый ландшафт столицы. Причиной тому несколько событий, являющих собой звенья одной цепи, хоть и не всегда напрямую связанных друг с другом: президентские гранты, появление Национального филармонического оркестра России и возвращение на первые позиции Госоркестра.
Последний многие десятилетия держал пальму первенства среди московских оркестров. За ним шли оркестр филармонии и Большой симфонический. Позднее, когда под Геннадия Рождественского был создан оркестр Министерства культуры СССР (в дальнейшем преобразованный в Государственную академическую симфоническую капеллу России), большая тройка превратилась в четверку. А вот возникновение в годы перестройки первого частного оркестра — Российского национального (поначалу именовавшегося Российским национальным симфоническим) — стало почти для всех оркестров-лидеров тяжелым ударом, от которого они долго не могли оправиться. Впрочем, БСО, нашедший себе могучего спонсора в лице ЛУКойла, практически не пострадал. Основной урон понесли тогда Госоркестр, оркестр филармонии, а также оркестр Большого театра. И все дело было лишь в одном, но очень существенном обстоятельстве: впервые в нашей стране музыкантам были предложены оклады, значительно превышающие бюджетные. А количество частных оркестров меж тем росло, и все больше музыкантов покидали свои коллективы, польстившись на щедрые финансовые посулы.
Нынче эта ситуация повторилась. Только теперь катализатором нового передела оркестрового рынка стали президентские гранты, поставившие несколько оркестров в привилегированное положение по сравнению с другими, а также возникновение нового оркестра, с самого начала получившего беспрецедентные стартовые возможности. Но вот передел в основном завершен, новорожденный коллектив встал на ноги, пострадавшие перестроили ряды и зализали раны. А в итоге оркестровый пейзаж столицы вроде бы даже выиграл или, во всяком случае, сделался богаче.
Явление Национального филармонического оркестра стало во многих смыслах уникальным феноменом. Уже к середине своего первого сезона коллектив не просто уверенно стоял на ногах, но и всерьез претендовал на лидирующую роль. Скептические голоса, слаженным хором встретившие его рождение, очень скоро запели в совсем иной тональности, и усилия пиарщиков тут ни при чем. Нынче уже никто не оспаривает целесообразность появления в столице нового оркестра мирового уровня. И вопрос о том, какой ценой, тоже утратил актуальность. Тем более что, как стало ясно по завершении сезона, цена оказалась не столь велика, как представлялось поначалу.
Год назад казалось, что главный пострадавший, Российский национальный оркестр, из которого в НФОР перешли не то тридцать, не то сорок музыкантов, уже не оправится, сколь бы ни хорохорился на публике его генеральный продюсер Сергей Марков. Но первые же концерты РНО в обновленном составе продемонстрировали, что катастрофы не произошло, а к концу сезона оркестр практически и вовсе не уступал себе прежнему. В этом особенно убедило исполнение Первой симфонии Малера под управлением Якова Крейцберга. Из Госоркестра тоже кто-то перешел в НФОР. Однако Марку Горенштейну удалось не только сохранить основной костяк, но и укрепить состав (в том числе за счет своего бывшего оркестра, «Молодой России», ставшего теперь «Новой Россией»). Конечно, это оказалось возможным только благодаря президентскому гранту, но тем не менее надо признать, что Горенштейн проявил себя хорошим организатором и выдающимся профессионалом. В этом смысле показателен успех гастролей оркестра в Санкт-Петербурге. То, что оркестр вновь обрел надлежащую форму, признали, кажется, все.
Оркестр Московской филармонии, возглавляемый Юрием Симоновым, никаких грантов не получал, зато кровопускание ему было сделано в полном объеме. Тем удивительнее, что оркестр сумел выстоять и несмотря ни на что сохранить достойный вид. А ведь многие уже готовы были его похоронить. Не дождались. На протяжении сезона оркестр сыграл ряд качественных программ со своим шефом и с приглашенными дирижерами, причем кое-что было записано на CD прямо с концерта (например, Четвертая симфония Бетховена под управлением Юрия Симонова, об исполнении которой мы писали не так давно), а это уже само за себя говорит.
В Большом симфоническом оркестре имени П.И.Чайковского, руководимом Владимиром Федосеевым, по-прежнему дела идут более-менее благополучно, благодаря стабильности как художественного руководства, так и спонсорской поддержки от компании ЛУКойл. Оркестр сыграл много разнообразных программ, в том числе большую часть цикла бетховенских симфоний.
Что касается оркестров «второго эшелона», то тут прежде всего надо назвать Государственную академическую симфоническую капеллу России под управлением Валерия Полянского, удерживающую приемлемый уровень и демонстрирующую оригинальные программы. В общем и целом достойно держался и оркестр Павла Когана, кстати сказать, отметивший в прошедшем сезоне свой юбилей. Неровно, но достаточно заметно провела сезон «Новая Россия» Юрия Башмета. Московский симфонический оркестр Владимира Зивы не слишком часто появляется в ведущих столичных залах, но зато уже второй год проводит фестиваль в Архангельском, тем самым, похоже, обретая собственную нишу. Кстати, судя по мощному пиару, у этого коллектива с финансовой базой все в порядке.
А вот два других столичных оркестра к исходу сезона пребывали на зыбкой грани между жизнью и смертью. Первый — Государственный симфонический оркестр под управлением Владимира Понькина. Его намеревались расформировать еще в прошлом году, но, видимо, не решились, однако коллектив этот оказался вне абонементной сетки и буквально считаные разы появлялся в афишах концертных залов. Главной сферой его деятельности стало участие в спектаклях Центра оперного пения Галины Вишневской, и, похоже, именно это продлило ему жизнь. Что будет с коллективом дальше, пока непонятно. Руководство Московской филармонии (а понькинский коллектив находится именно в ее ведении) уже не раз заявляло, что держать второй оркестр им не по силам, а сможет ли Центр Вишневской взять их полностью на свой баланс — большой вопрос.
Другой оркестр, чье будущее также оказалось под вопросом, — «Русская филармония», созданный некогда Александром Ведерниковым и покинутый им после скандала, вызванного неудавшейся попыткой объединения с РНО. Однако, как стало известно буквально на днях, ситуация с этим коллективом, наконец, разрешилась. По информации, полученной в Комитете по культуре Правительства Москвы, на должность главного дирижера приглашен Юрий Кочнев, хорошо известный музыкальной России в качестве многолетнего художественного руководителя Саратовского театра оперы и балета. Знают Кочнева и в столице, где он выступал со своей труппой, а также не раз дирижировал в Большом театре. Предполагается, что Юрий Леонидович сохранит театр за собой, но большую часть времени будет проводить в Москве с «Русской филармонией». Так что за последнюю, кажется, можно не волноваться — она попала в надежные руки.
Но вообще-то говоря, если какой-то из оркестров, не входящих в число лидеров, вдруг исчезнет, это мало кто и заметит. Оркестров в Москве слишком много, причем большинство из них испытывает серьезные проблемы с кадрами и инструментами, и отнюдь не все соответствуют статусу столичного коллектива. Не пора ли ввести в практику что-нибудь вроде лицензирования оркестров, дабы отсеять откровенно слабые в профессиональном отношении или, по крайней мере, перекрыть им дорогу в ведущие концертные залы. Чтобы публика, покупающая билет в Большой зал консерватории или даже в Зал Чайковского (в Доме музыки этот вопрос так остро не стоит), знала, что ей не подсунут недоброкачественный товар.
Дмитрий Морозов
На правах рекламы:
Любой музыкальный инструмент нуждается в настройке, особенно фортепиано. На сайте https://masterpianino.ru вы можете вызвать профессионального настройщика пианино в Москве без посредников.