Имя Джорджа Баланчина — Петипа ХХ века — известно всему балетному миру. В России давно знают, танцуют и любят его балеты. Но только сейчас на его родине наконец-то появилась посвященная ему объемная монография «Джордж Баланчин» (вернее, ее первый том почти в 400 страниц, охватывающий период его жизни и деятельности до 1957 года), выпущенная пермским издательством «Книжный мир». Ее автор — крупнейший русский баланчинист Олег Левенков, который четверть века занимается его творчеством и в теоретическом (изыскания в русских и американских архивах), и в практическом плане. Творчеству Баланчина на рубеже 1920 — 1930-х годов была посвящена его кандидатская диссертация (1996). Он же — инициатор и руководитель проекта «Баланчин в Перми» (к слову, сейчас — и проекта «Джером Роббинс в Перми»), в рамках которого при непосредственном его участии в Пермском театре оперы и балета имени Чайковского были поставлены баланчинские балеты «Серенада», «Кончерто барокко», «Вариации Доницетти», «Сомнамбула», «Ballet ImpОrial», награжденный всероссийской театральной премией «Золотая Маска».
Олег Левенков — уникальная личность. Экс-танцовщик Пермского театра оперы и балета, сегодня Левенков — заметная фигура русской культуры. У него обширные теоретические познания в области хореографии, эстетики и философии соединяются с завидным организаторским талантом. Этот интеллигентный профессор Пермского университета является создателем (2002) и бессменным директором Международного фестиваля «Дягилевские сезоны: Пермь — Петербург — Париж», в котором непременно участвуют известные композиторы, музыканты, писатели, поэты, художники со всех концов России и из-за рубежа. Во время фестиваля проводятся уникальные выставки живописи, скульптуры, фотографии, связанные с деятельностью Дягилева. А в гала-концерте, венчающем цикл балетных и оперных представлений, выступают артисты Мариинки и Парижской Оперы. Раз в два года на проходящие в рамках фестиваля «Дягилевские чтения» Левенков собирает в родном городе Сергея Дягилева маститых исследователей балета со всего мира, сам принимает активное участие в симпозиумах и конференциях. В мае этого года во время третьего фестиваля и состоялась презентация книги Левенкова, посвященной Джорджу Баланчину.
Этот фундаментальный труд меньше всего напоминает хрестоматийное научное исследование, интересное лишь узкому кругу специалистов. При наличии всего необходимого научного аппарата он читается увлекательно и легко, местами почти как детектив. Автор обладает завидным и редким для ученого качеством — отличным литературным языком занимательно и просто рассказать о сложных культурных явлениях не только в области хореографии, но и музыки, изобразительного искусства, литературы ХХ века, он с удивительным умением ярко и образно вписывает каждую выдающуюся личность в контекст времени, притом так, что не теряются ее самобытность и те индивидуальные черты характера, которые оказали наибольшее влияние на поставленные произведения. У автора свое видение личности и творчества Баланчина, обитателя трех вершин — аполлоновского олимпа (творчество), «Волшебной горы» Т.Манна (болезнь) и «Венусберга» (любовь). Его портрет тщательно выписан на основе глубокого изучения досконально выверенной фактологии и подробного, насыщенного самыми неожиданными ассоциациями анализа музыкально-хореографической партитуры его балетов. Теоретик и практик одновременно, Левенков не раз вступает в спор с авторитетными зарубежными исследователями-баланчинистами и оказывается, на наш взгляд, несомненным победителем.
Творчество Баланчина — необъятный океан, в котором Олег Левенков чувствует себя как рыба в воде. Девятнадцать глав первой части его монографии — образец синтеза научной мысли и литературного таланта. С нетерпением ждем продолжения.
Левенков О. «Джордж Баланчин. Часть первая». Пермь: «Книжный мир», 2007.
Виолетта Майниеце