Рита Хейворт: Эсмеральда из Бруклина

Рита Хейворт

К 90-летию со дня рождения

Вспомнят ли американцы про день рождения одной из самых ярких голливудских звезд сороковых годов прошлого века — Риты Хейворт? Скорее всего — нет, а ведь когда-то лицо этой блистательной американки не сходило с обложек глянцевых журналов.

Кармен Кансино родилась в семье профессиональных танцовщиков. Ее мать была американкой, а отец — наполовину цыган. Маленькая Маргарита-Кармен была смуглой и темноволосой, и ее принимали за мексиканку. В три года она начала танцевать по настоянию отца, так как семейный танц-бизнес шел не очень успешно и нужны были новые помощники. Никаких других знаний — по математике, литературе, языку — Кансино не получила, зато в восемь лет она уже отплясывала хабанеру на съемочной площадке. Шуструю девочку заметили и заняли в фильме «Фиеста». Это ничего не изменило в ее жизни, зато она принесла лишнюю сотню долларов в семейный бюджет.

Так и шла жизнь: утром — танцы, днем — танцы и вечером — снова танцы. Рита выступала в паре с отцом. Латинский типаж тогда был в моде, и Рита эксплуатировала свои цыганские черты — каштановые волосы красила в черный цвет и укладывала в традиционный мексиканский пучок. Вскоре отец перевез семью в Голливуд, где открыл школу для хористок, которые мечтали участвовать в мюзиклах. По улицам, естественно, ходили представители разных кинокомпаний, и один из них быстро заметил новое лицо, появившееся в Голливуде. Так Кармен Кансино пригласили сниматься, но только в ролях без слов — на первых порах она играла экзотических танцовщиц.

Рита Хейворт

Довольно быстро освоившись с обычаями и порядками Голливуда, Кансино выгодно вышла замуж за богатого и влиятельного Эдварда Чарлза Джадсона. Он стал ее мистером Хиггинсом. Дело в том, что двадцатилетняя Кармен была абсолютно темной. Сначала муж направил ее учиться сценической речи, потом занялся ее внешностью. У Кармен не было проблем с лишним весом, как у Греты Гарбо, зато ей нужно было увеличивать лоб (ее собственный был совсем невелик). Черные курчавые волосы стали прямыми и рыжими. Последним ухищрением ради идеальной киношной внешности стало выпрямление носа. В общем, с прошлым Эсмеральды было покончено навсегда — отныне актриса называлась Рита Хейворт.

Началось путешествие формы. Хейворт оказалась той самой актрисой, которая в любой момент могла стать «другой», а какой именно, было не важно ни ей, ни продюсерам. Нужна была необычного вида девушка — Хейворт становилась ею и в «Ангелах над Бродвеем», и в «Музыке в моем сердце». В 1941 году Рита блеснула в цветной версии «Крови и песка» — знойной мелодраме о роковой женщине, которая морочила голову глупым тореадорам. Другая красотка, первоначально предназначенная на эту роль, не захотела красить волосы в рыжий цвет, ведь для нового в начале сороковых цветного кино эти мелочи приобретали особую важность. А Рита как раз была рыжая.

Следующий этап биографии — работа с Фредом Астером, как будто специально для Хейворт только что расставшимся с давней партнершей Джинджер Роджерс. Он сам ее выбрал для совместной работы в фильмах «Разбогатеть не суждено» (1941) и «Нет тебя очаровательней» (1942), милых мюзиклах, которые показала Хейворт на пике возможностей (правда, голоса у Риты не было — за нее пели другие певицы).

Популярность Хейворт среди американцев росла, и в 1941 году ее сняли полуобнаженной для обложки «Лайф». Уходящим на войну американцам нужны были твердые ориентиры — национальная американская мадонна, ради мысли о которой не жалко и жизнь отдать. Обложки с изображением этой великолепной девушки лежали в полевых рюкзаках военных, заключенные вешали задрипанные картиночки с Ритой возле своих коек. Этот последний факт отражен в фильме «Побег из Шоушенка» — там главный герой, сидя в тюрьме, прикрывает дырку в стене для побега плакатиком, на котором изображена Рита Хейворт.

Отныне фильмы стали ставить под нее. Таковы «Моя девушка Сэл» и «Легенды Манхэттена». В 1943 году жениться на Хейворт приехал Орсон Уэллс, говорят, что он решил сделать это, когда увидел Риту в развлекательном кино. Таким людям не отказывают — они поженились, но Рита не стала музой Уэллса, да и не могла стать: Орсон занимал в своих фильмах более интеллектуальных актрис. Хейворт жила своей жизнью. На выходе был роскошный мюзикл «Девушка с обложки» в партнерстве с соперником Астера — Джином Келли. Это был настолько оглушительный успех артистов, что ни о чем больше в то время Америка и не говорила. И тут же другой сумасшедший успех: «Сегодня и ежевечерне» — об истории Лондонского мюзик-холла, который работал даже во время гитлеровских бомбежек.

После войны пришлось снова одеваться, так как обществу требовались символы мирной жизни. Актриса снялась в мелодраме «Гилда», фильме, который сразу же окрестили «стриптизом от Риты Хейворт». Стриптиз заключался в том, что красавица снимала перчатку, но делала это так, что в кинотеатрах жены закрывали мужьям глаза руками, когда шла эта сцена.

После «Гилды» Хейворт ничего особенно значительного не сделала — только перекрасила волосы в платину, еще несколько раз вышла замуж, стала настоящей восточной принцессой (выйдя за принца), сотрудничала с фотоагентствами, снялась в десятке средних кинолент. Ее время закончилось в пятидесятых, а прожила она до 1987 года, угасая от неизвестной болезни. Очень поздно обнаружили, что это альцгеймер, но он все равно не лечится, и баснословное состояние ее мужа никак не могло помочь. Риту Хейворт забыли, и только в трепетных сердцах меломанов теплится теплое чувство к этой первоклассной танцовщице и актрисе сороковых годов.

Александра Германова

реклама