Что случилось с беби Фостер?

«Отважная» Нила Джордана

Новый триллер с Джоди Фостер в главной роли — до сих пор хороший манок для публики. Продвинутая часть аудитории, разумеется, отдельно отметит, что режиссером нового триллера с Фостер под названием «Отважная» стал Нил Джордан — блестящий британский автор, гордость национальной школы («В компании волков», «Игра, от которой плачут»), много и успешно работающий в Голливуде (чего стоит «Интервью с вампиром»!). Ну и, наконец, место действия «Отважной» — Нью-Йорк: трудно найти человека в современном мире, который не опознал бы в героине Фостер, журналистке Эрике Бейн, парафраз культового персонажа Кэрри Брэдшоу из «Секса в большом городе». Только в паре двух основных инстинктов, двух запретных тем — секс и насилие — Эрика, а вслед за ней и Джоди выбирают второе: то есть насилие.

Радиожурналистка Эрика Бейн выходит из дома погулять в Центральный парк в компании жениха и собаки. Пара становится жертвой банды отморозков. Жених забит до смерти, Эрика на грани смерти. Выйдя из комы и оплакав любимого, Эрика покупает на черном рынке пистолет. Далее именно пистолет определяет поведение этой ухоженной женщины из Верхнего Манхэттена, благовоспитанной интеллектуалки и публичного человека. В общем и целом (если автор данных строк правильно разобрался в горячке экранных событий) Эрика убивает семерых, причем одну из жертв забивает ломом на закрытой автостоянке. Думаю, что на периферии сознания многих русских зрителей возникнет мысль: а ведь «у нас» про это хорошо снимали... Да, знаменитый постперестроечный фильм Владимира Хотиненко «Макаров» с Сергеем Маковецким в заглавной роли. Однако у нас-то был программный абсурд и притча, а тут вполне себе реалистическое кино, плотно прописанное в географию и быт Нью-Йорка, города, чьим бытописателем, историографом и сказительницей с микрофоном наперевес назначила себя Эрика Бейн.

Написав, что фильм очень профессионально снят, нельзя не добавить, что сценарий таким уж идеальным не назовешь... Предыстория героини непонятна, специалисты по криминалистике и американскому УК наверняка найдут какие-то свои, профессиональные неувязки. Поражает то обстоятельство, что после смерти гражданского мужа женщину всего один лишь раз навещает его мать... и ничего. Ну ладно, такая пара была, без общих друзей, родных у героини нет (наверное, тоже умерли?). Нет в фильме и триллеровой загадки — «кто убил», так, собственно, и задумано. С самого начала мы видим, почти что в режиме реального времени, как героиня начинает убивать и убивать, в тех ситуациях, когда обычные люди, те, которым до сих пор есть что терять (она после комы к ним уже не относится), пытаются «все спустить на тормозах». И вот убит придурок с пистолетом, пришедший грабить лавку жены, вот убиты и два хулигана, выделывающиеся в вагоне подземки: сколько людей получили инфаркты и прочие неприятности, проехав пару остановок в компании этих сволочей... Дух ограбленного, изнасилованного, обесчещенного Нью-Йорка будто вселяется в нее. По следам «загадочного мстителя» идет полицейский (Тревор Хауард): главная загадка в том, как скоро он поймет, что его любимая журналистка, автор культовой радиопрограммы и убийца — это один человек.

Вы не поверите, но все закончится благополучно! Весь фильм можно подозревать, что невероятная кровавая эпопея разворачивается лишь в мозгу героини, пребывающей в коме (в финале Эрика, говоря языком российских криминальных новостей, «узнает и наказывает своих обидчиков», минуя систему публичного судебного производства, то есть расстреливает всех, и даже возвращает себе несчастного пса). Эрика не пойдет в суд и не сделает еще одну передачу о трагедии Нью-Йорка — от первого лица. Зато ей повезет «выйти сухой из воды». В фильмах с участием Фостер случалось и не такое.

Джоди Фостер сделала еще один, поистине выдающийся шаг к канонизации своей актерской легенды. Это тот случай, когда актерский миф подчиняет себе дарование. И смотреть фильмы с участием подобного артиста становится особенно приятно: ожидания оправдываются. Фостер снимается не в ширпотребе, а в авторских версиях триллера (от Нила Джордана или Дэвида Финчера). Она могла бы стать выдающейся актрисой, если бы... Трудно сказать, почему, например, разнообразные знаменитые писатели-интеллектуалы или знаменитейший французский психоаналитик Каролин Эльячефф пишут сценарии специально для актрисы Изабель Юппер. Не то чтобы там был какой-то сверхопыт, фанатизм, вроде бы обычная женщина и примерный гражданин. Ее карьеру не двигают великие режиссеры, скорее уж Юппер помогает подуставшим великим обрести новые импульсы для продолжения творчества. Юппер — это выдающийся профессионал. Весь свой, охотно можно поверить, недюжинный интеллект и колоссальную волю она бросила в изучение лицедейства, в актерство, она вся — «в этом банке».

Легенда Джоди Фостер гласит, что она очень умная девушка с очень нелегкой судьбой. В юности отказалась получать актерское образование, потому что снималась в кино буквально с младенчества (и оно, кино, вместе с мамой, ее первым импресарио, «украли» у нее детство), изучала в Йеле историю английской литературы, попутно в совершенстве овладев французским. Однажды, в далекой юности, поехала в Париж сниматься у Клода Шаброля, «крестного отца» в кино для той же Юппер, между прочим, тот пригласил ее сыграть в экранизации романа Симоны де Бовуар. У Фостер красивое хобби: она сама озвучивает свои роли на французском. И вот этими-то данными она инвестировала все лучшее в героиню экшн-фильмов — со сценариями, где концы не сходятся с концами. Может быть, она просто живет чем-то другим, а работает кинозвездой?

Матвей Самохин

реклама