Итальянская опера — Доницетти, Россини, Верди, Пуччини — немыслима без теноров, причем самого высокого калибра. Во французской без них тоже не обойтись: главные мужские партии в операх Бизе, Гуно или Сен-Санса — тоже теноровые. Про Вагнера и не говорю: Лоэнгрин, Тристан, Зигфрид, Парсифаль, Вальтер... Ну что делать, если благородный герой в XIX веке и начале XX века ассоциировался именно с теноровым тембром!
Как назло, выдающихся теноров в последнее время найти все сложнее. То ли громкая окружающая среда напрягает и «огрубляет» до времени их голоса, то ли педагогов хороших недостаточно, то ли слишком раннее начало и слишком много выступлений портят голос, но нового Паваротти среди сегодняшних теноров не видно, а те, что входят в число лучших, испытывают немалые проблемы. Одна из последних жертв — Роландо Виллазон, мексиканский тенор, которого все мы надеялись услышать в осенних и зимних спектаклях Метрополитен-оперы с Анной Нетребкой. Их ставший постоянным дуэт казался идеальным для «Ромео и Джульетты» Гуно. Увы, Нетребко придется петь с другими партнерами: Роберто Аланьей, Йозефом Кайзером, Мэтью Поленцани. Возможно, что еще с кем-то, потому что Виллазон только что отменил не только первые свои спектакли сезона, но вообще все выступления — до следующего года. Причем его менеджер не взял на себя смелость уверить публику, что в 2008 году Виллазон непременно вернется на сцену. Когда это произойдет, не знает никто.
Среди отмененных выступлений — несколько спектаклей по опере Доницетти «Любовный напиток» в Ковент-Гардене и сольный концерт в Карнеги-холле, намеченный на 10 декабря.
Летом певец отменил два концерта с Пласидо Доминго в Зальцбурге. Разъяренный отменой новый директор Зальцбургского фестиваля Юрген Флинн отправился в Норвегию, где Виллазон пел не очень значительный концерт, чтобы проверить, «работает ли его голос». По его словам, «голос не работал». По другим сведениям, певец переживает «артистический кризис».
Сам он хранит молчание и не дает интервью. Ранее он заявил, что собирается сократить число ежегодных выступлений с 80 до 60. «Когда я выступаю, я хочу выложиться полностью, а значит, нужно дать моему голосу достаточно времени, чтобы восстановиться, потому что я хочу продолжать петь еще 30 лет».
Майя ПРИЦКЕР, nrs.com