Одно озеро на всех лебедей

Открылся Фестиваль «Мариинский»

Открывающийся 13 марта восьмой по счету балетный Фестиваль «Мариинский» будет самым странным. Его афиша более напоминает не «смотр достижений», как полагается фестивалю, а летний сезон, когда балетные труппы всех калибров и уровней занимаются не искусством, а ударными заработками. Потому что основной темой этого фестиваля будет «Лебединое озеро». Точнее, блок из шести спектаклей. В исполнении одной труппы — Мариинской, в единственной редакции — Константина Сергеева. Отличаться будут лишь исполнителями Одетт-Одиллий и Зигфридов. Правда, список лебедей и принцев, заплутавших на романтическом озере, достаточно интригующий: для половины исполнителей более показателен иной репертуар. Но фестиваль — он, похоже, не для того, чтобы представить артиста в коронной партии, а по принципу «танцуют все» (пожалуй, если эту «блочную» идею будут развивать дальше, то могут дойти, к примеру, до «Дон Кихота» с Лопаткиной). Дуэты четко распределены между своими и гостями. Коктейли порою получаются сногсшибательные.

Открывает полеты Диана Вишнева с Эрве Моро («Opera National de Paris»). Лауреат прошлогоднего «Бенуа де ля данс» на концерте как раз исполнял адажио из «Лебединого озера», аккуратно держал балерину и являл пример парижского танцевального чистописания. Далее выступят Джиллиан Мёрфи («American Ballet Theatre») с Андрианом Фадеевым, Мария Александрова (Большой театр) и Данила Корсунцев, Виктория Терешкина и Анхел Корейя («American Ballet Theatre»), Тамара Рохо («London Royal Ballet») и Игорь Колб. А чтобы спектакль окончательно не потерял привычные ориентиры, утвердить канонический взгляд на спектакль призваны в завершение лебединого марафона Ульяна Лопаткина и Роберто Болле («La Scala», «London Royal Ballet»). Дирижеров три: Павел Бубельников, Михаил Агрест, Михаил Синькевич.

Открывается фестиваль менее эпатажно: традиционной премьерой. Два дня будут показывать новую постановку Кирилла Симонова «Стеклянное сердце» на музыку из произведений Александра фон Цемлинского. Несмотря на название, Симонов обошелся без мистической истории о стеклодуве, добавлявшем в стекло кровь. И кроме музыки, использовал в балете и мотивы биографии Цемлинского. В основе сюжета — банальный любовный треугольник, имена героев отсылают к Малеру, его жене и Цемлинскому. Для самодостаточного танца отведен дивертисмент в сцене сна, где героиня получает возможность превратиться в розу. Впрочем, ей по должности женщины-вамп и без того достанется немало поводов для танцев. Есть еще садовник и жена (по принципу деревенского па де де в «Жизели» — тема земной, бытовой, благополучной любви). Художник спектакля — Эмиль Капелюш.

Ближе к финалу другая премьера — «Карнавал» Михаила Фокина возобновляет Сергей Вихарев. Изящный балетик, который в шестидесятые годы в Кировском восстанавливал Константин Сергеев, пользовался успехом. Странно, что в программе фокинских балетов его не было так долго. Впрочем, не столь давно восстановленный Вихаревым «Петрушка» тоже в театре практически не идет. В этот же вечер покажут «For Four» Кристофера Уилдона из проекта «Короли танца» в исполнении мариинских артистов. И премьеру прошлого фестиваля — «Пробуждение Флоры».

На этот раз на фестивале не будет никаких дат. Вероятно, по причине не слишком удачного опыта их отмечания прежде: скомканная программа на шестидесятипятилетие Рудольфа Нуреева или гала, объявленный в честь Натальи Макаровой, которая не появилась. Потому закрывает фестиваль гала-концерт звезд, список которых, огласив было, затем благоразумно убрали с официального сайта театра. Как всегда, Мариинка будет договариваться с участниками до самого гала.

Ирина Губская

реклама