Ровно через год после мировой премьеры телезрители смогут увидеть нашумевшую романтическую драму «Мемуары гейши» («Первый канал», 23 декабря, 23.40. США, 2005), собравшую в мировом прокате 162 миллиона долларов (при бюджете в 85 миллионов). Одноименный роман Артура Голдена, ставший в 2004 году бестселлером по обе стороны океана, так и просился на киноэкран. Расторопней других оказался Спилберг и купил права на экранизацию и сам намеревался снять фильм. Но затем маэстро решил ограничиться ролью продюсера, посчитав, что в силу специфики материала в качестве режиссера больше подойдет Роб Маршалл, поразивший пару лет назад кинематографический мир своим искрометным мюзиклом «Чикаго».
Объединяет эти две картины разве что эпоха — действие «Мемуаров» начинается в 1929 году, и один из ключевых эпизодов, где главная героиня исполняет танец во время ежегодного спектакля, на который собирается японский бомонд. Перенесясь в предвоенную и чуть-чуть послевоенную Японию, Маршалл взялся исследовать экзотический мир японских гейш, рассказывая реальную историю одной из самых знаменитых гейш ХХ века Нитты Сайюри (Чжан Цзийи). Ее, девочку из бедной рыбацкой семьи, продали в служанки в дом гейш, но через некоторое время судьба подарила ей возможность самой стать гейшей. Достигнув совершенства в своей профессии, она стала предметом поклонения многих важных мужчин и непосредственно влияла на дела государственной важности. Режиссер на удивление бережно обошелся с литературной первоосновой, если не считать послевоенные сцены, где вроде бы слишком много американцев и «Америки». Но как иначе показать, вкладываясь в минимум экранного времени, крутой перелом в жизни страны? Получился, с одной стороны, увлекательный и красочный, обильно напичканный экзотикой научно-популярный фильм о гейшах и о Японии. С другой стороны, это традиционная мелодрама, которая прочно лежит на трех китах классического Голливуда: история Золушки, история любви, история соперничества и коварства. И все это просто потрясающе снято. Не так уж и много в истории кино фильмов, где почти каждый кадр представляет собой произведение живописи. Вот этот изобразительный ряд в сочетании с музыкой и «музыкальной» актерской игрой и выдвигает «Мемуары гейши» в число тех произведений искусства кино, которые остаются в нашей памяти.
Не менее экзотическую историю любви предлагает нам канал «Россия», давненько уже не радовавший нас громкими премьерами. Ким Ки-дук приучил нас к тому, что каждый новый его фильм — событие. Не стала исключением и «Натянутая тетива» («Россия», 21 декабря, 0.50. Южная Корея — Япония, 2005), хотя эта лента и не прозвучала столь же мощно, как предыдущие. Кому-то, возможно, покажется, что знаменитый режиссер повторяется, что его образы и почерк несколько утратили свежесть. Но тем не менее это стильное и сильное кино. Действие развивается на морском судне, где живут старик предсказатель и девушка, которую тот нашел ребенком и десять лет воспитывает вдали от цивилизации, тайно готовя себе в жены. Единственные гости их дрейфующего дома — туристы, приплывающие половить рыбу и узнать будущее. Но девушка взрослеет, и старику все труднее удерживать ее от мирских соблазнов. Однажды на горизонте появился и привлек ее внимание молодой и симпатичный парень. Пришлось старику принять экстраординарные меры... За этой житейской историей легко просматривается характерный для Ким Ки-дука философский подтекст. Она воспринимается как притча о скоротечности жизни, о молодости, которую неизбежно сменит старость, как бы мы ни сопротивлялись. Фильм не шокирует привычными для Ким Ки-дука жестокими сценами, он молчалив и нетороплив, громадное значение в его образном мире имеют колорит и изобразительный ряд в целом. Всем этим «Натянутая тетива» напоминает недавнюю работу Ким Ки-дука «Весна, лето, осень... и снова весна». Как отмечал сам режиссер, он уделял большое внимание использованию цвета: «Красный, голубой, зеленый, желтый цвета присутствуют в главных корейских ритуалах. Особенно важен белый цвет: он наиболее многозначен. Красный, желтый и зеленый как бы представляют в фильме молодую жизнь. Белый — старость и смерть. Лук, когда из него стреляют, символизирует власть и силу, а когда используют как музыкальный инструмент — красоту».
И еще одна заслуживающая внимания телепремьера — антивоенная рождественская драма «Счастливого Рождества!» (РЕН ТВ, 24 декабря, 0.10. Франция — Великобритания — Бельгия — Румыния — Германия, 2005. Режиссер Кристиан Карион. В ролях Бенно Фюрман, Гийом Кане, Диана Крюгер, Дэни Боон, Гэри Льюис). Действие происходит на исходе 1914 года на Западном фронте, где каждый день гибнут тысячи и тысячи немцев, французов, бельгийцев, англичан, шотландцев. Близится рождественская ночь. В окопах воюющих сторон надеются на то, что противник тоже хочет получить хоть несколько минут праздника, и устраивают нехитрый ужин. В германском штабе царит особое настроение: сюда приехала примадонна оперного театра (Диана Крюгер). Она и ее возлюбленный (Бенно Фюрман), певец-тенор, призванный на фронт, как и все остальные немцы, начинают небольшой импровизированный концерт. После исполнения арий для офицерского состава артисты идут в окопы, чтобы спеть для солдат. Неожиданно их пению вторит музыка: шотландцы не удержались и пустили в ход свои знаменитые волынки. И вдруг бойцы с обеих сторон покинули окопы и стали праздновать вместе... Такая вот вроде бы насквозь фальшивая история, но она с таким чувством и вдохновением и так мастерски рассказана, что воспринимается как абсолютно реальная и смотрится на одном дыхании. И более того, она несет в себе мощный антимилитаристский заряд — столь сильно и столь оригинально о чудовищной бессмысленности войны вообще раньше мало кто говорил. И потому картина была выдвинута от Франции на «Оскара» и стала национальным кассовым хитом, что удивительно — поэтическая притча как жанр крайне редко находит массового зрителя.
Изысканно-элитарный Франсуа Озон, сервировавший изысканные блюда, предназначенные прежде всего для интеллектуальных киногурманов («Капли дождя на раскаленных скалах», «Криминальные любовники», «Крысятник», «Под песком»), неожиданно для всех стал кассовым режиссером, сняв музыкальный комедийный детектив «8 женщин» (НТВ, 21 декабря, 23.55. Франция, 2002). С одной стороны, это «актерский» фильм — не случайно он был удостоен приза на МКФ в Берлине и Евро-«Оскара» за лучшую женскую роль (всем 8 актрисам). Каждая из звезд (Катрин Денев, Изабель Юппер, Эмманюэль Беар, Фанни Ардан, Даниэль Дарье и т.д.) исполняет своего рода бенефисный номер — поет (своим голосом — и замечательно!) один из хитов 50-х годов, у каждой одежда своего цвета и фасона, своя «скрипка» в «оркестре». С другой стороны, это «режиссерский» фильм. С помощью костюмеров, декораторов и хореографов он воссоздал атмосферу 50-х годов, «поиграл» в масскультуру тех лет, «похулиганил» и так срежиссировал действие, что сама детективная интрига (8 женщин, собравшихся на Рождество, выясняют в просторной гостиной, кто же из них всадил ночью нож в спящего хозяина дома) — с непредсказуемым концом! — как бы отходит на второй план.
«Загадочное убийство в Манхэттене» (СТС, 22 декабря, 1.05. США, 1993. Режиссер Вуди Аллен. В ролях: Вуди Аллен, Дайана Китон, Джерри Адлер, Алан Алда, Анжелика Хьюстон) примечательно уже тем, что в нем Вуди Аллен начал осваивать и препарировать жанр детектива и подступаться к тому, в чем преуспел в последние годы («Матч-пойнт»). Сам режиссер играет привычную роль нью-йоркского интеллигента Ларри. Однажды Ларри и его жена Кэрол (Дайана Китон) совершенно случайно познакомились с соседями — пожилой супружеской парой. На следующий день соседка скончалась от сердечного приступа. Кэрол, заинтересовавшись загадочными обстоятельствами ее смерти, начинает собственное расследование. Ей помогает Тед (Алан Алда), старый друг семьи. Ларри начинает ревновать жену к Тэду. Между тем доморощенные сыщики обнаруживают все больше и больше доказательств, что женщину убил ее собственный муж... Главная женская роль писалась под Миа Фэрроу, которая тогда жила с Вуди Алленом. Но к моменту начала съемок режиссер и актриса расстались, и роль он отдал предпочтение Дайане Китон. И не пожалел: Дайана отлично справилась со своей задачей и была заслуженно отмечена номинацией на «Золотой глобус». А саму картину на родине, где она собрала вполне комфортные для Вуди Аллена 11,3 миллиона долларов, почему-то не приметили. В отличие от французов (номинация на «Сезар» как «Лучший иностранный фильм»).
К сожалению, киноклассикой нас не балуют. И потому ее любителям придется пожертвовать частью сна в ночь на понедельник. Но, право, мюзикл «Смешная девчонка» («Первый канал», 24 декабря, 1.10. США, 1968. Режиссер Уильям Уайлер. В ролях: Барбра Стрейзанд, Омар Шариф, Кей Мэдфорд) того стоит. Это, если кто не знает, история тернистого пути к вершинам славы скромной еврейской девушки из Бронкса Фанни Борах, ставшей в 20-е годы суперзвездой Бродвея и известной всей Америке под именем Фанни Брайс, история ее любви к легкомысленному красавцу, карточному шулеру Нику Арнстайну. С этой ленты началась мировая слава Барбры Стрейзанд (25-летняя дебютантка получила «Оскара» и «Золотой глобус»), которая сделала некрасивость и душевность своим стилем, и именно эта роль, очень может быть, так и осталась лучшей в кинематографической карьере актрисы и певицы. Стрейзанд играет одновременно оригинальную личность в искусстве и настоящую женщину, не ту американку, что ради бизнеса готова на все, но жертвенную личность, жену и мать, способную ради семьи, ради любимого человека поставить на карту славу.
Приятно завершить воскресный отдых вам может помочь качественная мелодрама Клинта Иствуда «Мосты округа Мэдисон» (НТВ, 24 декабря, 23.15 США, 1995). Лето 1965 года. Франческа (Мерил Стрип) — жена американского фермера и мать двоих детей. Она родом из Южной Италии, где ее романтическим мечтам не суждено было сбыться. Неожиданно в ее монотонную жизнь входит Роберт (Клинт Иствуд), приехавший в Мэдисон сделать живописные снимки знаменитых мостов для географического журнала. Муж и дети были в отъезде, и Франческа согласилась стать гидом Роберта, который давно уже привык жить один. Страстный роман вспыхнул неожиданно, заставив их забыть обо всем на свете, и длился четыре дня и три ночи. Расставаясь, они знали, что вряд ли смогут быть вместе. Франческа не нашла в себе сил бросить все и уехать, причинив близким боль. Но оказалось, что эта любовь — на всю жизнь... Неувядаемый Клинт Иствуд и в прошлом, и в этом году являлся одним из главных претендентов на «Оскара» и как режиссер, и как актер, а 11 лет назад в 65-летнем возрасте он оказался способным очень убедительно сыграть роль влюбленного. И с ролью режиссера замечательно справился, на все сто процентов реализовав драматургический потенциал одноименного бестселлера Роберта Джеймса Уоллера, — картина получилась тонкой, умной и нежной.
Геннадий Белостоцкий