Следующий сезон: меньше русских зимой, но очень много летом
Метрополитен-опера едва ли не последней из ведущих музыкальных «точек» Америки обнародовала программу следующего сезона. В сезоне 2002/03 года обещаны четыре премьеры, несколько выступлений Ольги Бородиной и Дмитрия Хворостовского и в общей сложности 26 оперных названий, не считая тех, которые привезет летом 2003 года оперная труппа Мариинского театра. Но все по порядку.
Сезон откроется 23 сентября традиционным гала-вечером, в котором главная роль в прямом и переносном смысле отдана Пласидо Доминго, что понятно: великому певцу за шестьдесят, сколько лет еще он сможет держаться в хорошей вокальной форме, неизвестно, а публика и коллеги его обожают. И вообще 20 — хорошая цифра, и почему бы не поставить еще и этот рекорд: 20 сезонов Мет, открытых с участием Доминго. Дирижировать будет, как всегда, Джеймс Левайн, а в программе — второй акт оперы Джордано «Федора» с участием еще одной легенды — Миреллы Френи, второй акт из «Самсона и Далилы» с Ольгой Бородиной в роли Далилы и четвертый акт «Отелло», где Дездемоной будет находящаяся в зените своей карьеры Рене Флеминг. Как видим, Доминго с кем попало не поет.
Но кроме гала-концерта мы услышим певца еще и в «Андре Шенье» Джордано, и в «Парсифале» Вагнера. Причем дирижировать «Парсифалем» будет Валерий Гергиев — он впервые заменит в нем известного вагнерианца Левайна, и сравнить их интерпретации будет исключительно интересно. Другая дирижерская работа Гергиева в предстоящем сезоне -«Отелло», но главную партию будет петь уже не Доминго, а тенор Мариинского театра Владимир Галузин, поразивший в этой роли многих критиков (напомню, он был превосходным Алексеем в «Игроке», поставленном в Мет в прошлом сезоне). В роли Яго выступит другой солист Мариинского и частый гость на сцене Мет — Николай Путилин.
Среди премьер сезона надо прежде всего отметить оперу Берлиоза «Троянцы». Это грандиозное творение — редкий гость на оперной сцене, но в Мет решили поставить его в честь 200-й годовщины со дня рождения великого композитора (в добавление к «Троянцам» оркестр Метрополитен-оперы даст два концерта из ораториальных и симфонических сочинений Берлиоза в Карнеги-холле, один из них — с участием Рене Папе и Ольги Бородиной, которая поет и в «Троянцах» — партию Дидоны). Первоначально постановщиком «Троянцев» был назван А.Кончаловский, а художником — Г.Цыпин. Но Кончаловский так и не начал работу над спектаклем: видно, не найдя подходящего ключа к античной эпопее, а проект декораций Цыпина, рассчитанный на кинематографическое видение Кончаловского, Мет, которую тоже не минули экономические трудности последних месяцев, посчитала слишком дорогим. Так что теперь «Троянцы» появятся в постановке Франчески Замбелло, режиссера интересного, но со способностью делать провальные спектакли (как «Лючия ди Ламмермур» в той же Мет), и с декорациями Марии Бьернсон — это будет ее первая работа на прославленной сцене. Кто делает костюмы, еще неизвестно.
Другие премьеры: редко идущая опера Беллини «Пират» (над ней работает известная британская группа — режиссер Джон Копли, художник Джон Конклин и художник по свету Дуэйн Шулер), «Енуфа» Яначека (дирижировать будет Владимир Юровский, а партию Енуфы исполнит блестящая финская певица Карита Маттила) и новая опера американца Уильяма Болкома «Вид с моста» по пьесе Артура Миллера. «Вид с моста» впервые прозвучал в Чикагской лирической опере, имел большой успех, а те, кто знает стиль Болкома, уже понимают, что музыкальный язык оперы будет довольно доступным и по преимуществу лирически-певучим. Ну а если поискать что-то особенно интересное в том, что называется «текущий репертуар», то на первое место я бы поставила «Электру» Рихарда Штрауса и оперы Моцарта «Похищение из сераля» (спектакль этот не шел на сцене Мет одиннадцать лет) и «Дон Жуан» — здесь главную партию впервые будет петь Дмитрий Хворостовский, а в роли Церлины выступит Анна Нетребко.
Репертуар сезона включает неизменную «Кармен», нестареющих «Тоску», «Турандот», «Богему» и «Травиату», а также «Золушку» Россини, «Летучую мышь» И.Штрауса, «Ариадну на Наксосе» Р.Штрауса, «Диалоги кармелиток» Пуленка, «Лючию ди Ламмермур» Доницетти и «Набукко» с «Аидой» Дж.Верди. Возвращается на сцену после нескольких лет перерыва опера Стравинского «Похождения повесы» — одна из лучших постановок Мет, и популярный «Трубадур» — увы, одна из худших постановок в истории этого театра.
Русских опер в течение сезона не будет, зато летом 2003 года, в июле, когда в рамках очередного фестиваля искусств в Линкольн-центре в Метрополитен в течение трех недель будет выступать опера Мариинского театра, мы насладимся русским репертуаром в полную меру: «Хованщина», «Евгений Онегин», «Сказание о невидимом граде Китеже» и «Семен Котко», впервые исполняемый на американской земле вообще. А кроме этого — «Макбет» Верди. Продюсеры гастролей — Метрополитен-опера и фестиваль Линкольн-центра.
Майя Прицкер