«Мастер и Маргарита» Юрия Кары. Запоздалая премьера
Одно из самых впечатляющих событий фестиваля — так называемый закрытый показ «Мастера и Маргариты» Юрия Кары. Спустя 13 лет после завершения работы над фильмом. Каких только версий случившейся пролонгации его непоказа мы не слышали, вплоть до того, что продюсер картины предпочитает изрезать пленку на кусочки, демонстрировать фрагменты по клубам друзьям-товарищам да просто уничтожить! Хозяин — барин. Об этом довольно много писали в свое время, но тайна не развеялась и по сей день. Как бы то ни было, но сам факт, что фильм не в четырехчасовом варианте, а в виде рабочего материала с двухчасовым хронометражем был ближе к полуночи представлен самой разношерстной публике ММКФ, что (и как) пришел Кара, как волновался — все это трогательное и трагичное событие не только в его режиссерской судьбе. Накануне показа был страшный ажиотаж. Билетов на всех не хватило, а в результате в зале зияли проплешины.
Теперь, спустя 13 лет, фильм в техническом отношении кажется во многом устаревшим, снимать-то его начали наверняка лет 15 назад. Ощущение, что сделан он на пленке «Свема», тусклой и выцветшей, как почти любой советский фильм. Притом что картина великолепно снята, играет светом и даже оснащена спецэффектами, какие тогда были возможны, безо всякой там компьютерной графики достигли искомого результата. Сегодня это выглядит чуть наивно, так скромно и в то же время поражает: с тем, что имели, смогли одолеть такую махину, как булгаковский текст и мир, который теперь неизбежно обречен на сравнения с одноименной телеверсией Владимира Бортко. Сравнения эти будут нередко в пользу Юрия Кары. А уж если бы его фильм появился 13 лет назад, это было бы подобно бомбе, и наверняка судьба многих людей сложилась бы иначе. У Кары-то уж точно. Кстати, если идти по пути сравнения двух вариантов, то обнаруживается несколько мизансцен, просто совпадающих до мелочей, вроде сцены на Патриарших прудах (у Кары еще и на Чистых прудах) с отрезанием головы Берлиозу.
Сергей Гармаш — Иван Бездомный, чудный Евгений Весник в роли доктора в той обители скорби, где оказывается поэт Бездомный после потрясения от «казни» Берлиоза, Валентин Гафт — Воланд в компании Владимира Стеклова — Азазелло, Александра Филиппенко — Клетчатого (у Бортко он Азазелло) — все это яркие и даже неожиданные работы. Виктор Раков сыграл едва ли не лучшую свою роль. Он — Мастер и сделал его мастерски, насколько это было возможно в течение минимально отпущенного его герою экранного времени.
Пару ему составила Анастасия Вертинская — Маргарита. Лицом к лицу их почти не показывают. Если смотрят с экрана на нас глаза женщины, то мужчина представлен затылком, и все из-за боязни экранной неправды, которая идет от некоторого возрастного несоответствия булгаковских любовников в версии Кары. Ему нужно было чем-то и кем-то жертвовать, таким Мастером или такой Маргаритой, чтобы уверенно смотреть правде в глаза. А.Вертинская, к тому времени уже довольно мало снимавшаяся, ведет себя в кадре иначе, чем остальные, и выпадает из общего контекста повествования и существования. Кто она, эта женщина — совсем не ясно, и что ею движет, и почему избрана именно она Мастером и Воландом? Ее появление вообще фрагментарно. Сцена бала, по счастью, не стала воплощением вопиющей пошлости, что всегда вероятно при сценическом и экранном ее воплощении. Разве что в блужданиях обнаженных женских тел в кустах есть что-то вампукообразное.
Сложно судить о цельности замысла, ведь мы увидели нечто вроде галопа по Европам, выжимки, нарезки из романа и фильма, цепочку сцен, куда более удавшихся по части сатанинских дел, бытовой их составляющей. Нравы москвичей показаны свежо и впечатляют тем, что ничего в этом мире не меняется. С любовью и возвышенными чувствами дела в данной версии обстоят неважно, и сила притяжения двух «М» никак не убеждает. Все на уровне предположения, и без знания реалий романа многого не понять. Некоторые герои как маски, подобно маскам Сталина, Ленина и Гитлера на балу у дьявола в интерпретации Кары. Что за ним стоит — остается загадкой.
Светлана Хохрякова