Спустя пять месяцев канал «Культура» повторяет мини-ретроспективу выдающихся итальянских мастеров братьев Паоло и Витторио Тавиани. Так что если кто не смог ее посмотреть, не упустите вторую возможность. Сначала нам покажут фильм-притчу «Ночь Святого Лоренцо» («Культура», 26 июля, 21.45. Италия, 1982), удостоенную в Канне Большой специальной премии жюри и приза экуменического жюри. В ночь Святого Лоренцо, стоя у открытого окна, женщина вспоминает страшную ночь 10 июня 1944 года, которую она пережила в восьмилетнем возрасте в одной из тосканских деревень. Отступая под напором войск союзников, фашисты применяют тактику «выжженной земли». Кто-то из местных жителей ищет спасение в лесу, убежав из заминированных домов поближе к американцам-освободителям, другие надеются укрыться от бомб в местном соборе, куда им приказывают собраться местные нацисты... Как отмечал известный французский критик Клод Бейли, эта картина — произведение гораздо более сложное, чем просто воспоминание об эпизоде последних дней войны в Италии. Прежде всего это глубоко волнующее размышление о быстротекущем времени, о безумии братоубийственных войн, о страстной жажде мира, свойственной каждой человеческой душе. И все это — глазами ребенка, символа жизни и надежды. Основой фильма служит изысканная драматургическая ткань, где внезапные смены тональности напоминают то греческую трагедию, то Шекспира, то Брехта.
Трехчасовой «Хаос» («Культура», 27 июля, 22.00. Италия, 1984) состоит из пяти новелл, поставленных по сицилийским рассказам Луиджи Пиранделло, портретирующим национальный характер на примере самых разных людей. В «Другом сыне» — мать (Маргарита Лозано), которую односельчане считают сумасшедшей: она третирует путёвого сына и всю свою любовь отдает непутевому, много лет назад сбежавшему в Америку. В «Лунной болезни» это молодой муж, скрывший от жены, что в полнолуние он превращается в монстра. В «Кувшине» это зажиточный крестьянин, заказавший огромный кувшин для масла и не находящий себе места, когда этот кувшин треснул... В последней новелле — «Эпилог. Разговор с матерью» — занят сам Пиранделло. Он приехал из Рима в родные места, на Сицилию, где ни разу не был после смерти матери. Оказавшись в тишине пустого родного дома, он ощутил, что здесь его окружают души давно ушедших близких...
«Дуэль» («Россия, 28 июля, 1.10. США, 1971) стоит посмотреть уже потому, что это полнометражный дебют едва ли не самого удачливого режиссера мирового кино — Стивена Спилберга. Тогда ему было всего 24. Никому не известный молодой человек сумел заинтересовать продюсеров своим проектом, и те согласились дать ему 375 тысяч долларов на... телевизионный фильм, который и был снят всего за 16 дней. Результат, однако, превзошел все ожидания. Продюсеры и в мыслях не могли допустить, что начинающий режиссер вдруг обнаружит незаурядный талант, зрелый профессионализм (откуда он только взялся?) и буквально из «ничего» (в основу фильма легла новелла Р.Мортисона, и в ней всего лишь строк 50 текста) сделает «конфетку». В результате было принято решение: выпустить картину на большой экран. После чего она была продлена на 15 минут (за счет досъемки 3 новых сцен, кроме того, был дан комментарий за кадром, который читал Деннис Уивер, сыгравший главного героя), и вскоре «Дуэль» принесла 7 миллионов кассовых сборов: впечатляющая сумма для начинающего кинематографиста в начале 70-х... В своем дебюте Спилбергу удалось создать завораживающее зрителей, постоянно нагнетаемое психологическое напряжение на фоне, казалось бы, непримечательных событий. Бизнесмен Дэвид, пытаясь обойти на трассе очередной «тяжеловоз», неожиданно сталкивается с неадекватной реакцией водителя: тот не только не пропускает его, но и пытается столкнуть с трассы. Мелкий конфликт на дороге вскоре перерастает для Дэвида в сущий кошмар...
Немалое удовольствие доставит вам и комедийная мелодрама Майка Николса «Выпускник» (СТС, 31 июля, 1.00. США, 1967. В ролях: Дастин Хоффман, Энн Бэнкрофт, Кэтрин Росс, Уильям Дэниелс, Ричард Дрейфус). Именно с этой ленты взошла звезда Дастина Хоффмана («Золотой глобус», премия Британской киноакадемии, номинация на «Оскара»), который до того играл (да и то изредка) исключительно второплановые роли во второстепенных фильмах. 30-летний актер удивительно органичен в роли юноши Бенджамена, возвратившегося после окончания колледжа в дом своих родителей в Лос-Анджелесе. Умный, но застенчивый и неуклюжий, он испытывает жуткую скуку в затхлой обстановке, где прошло его детство, и отнюдь не желает идти по пути своих «предков». На одном из приемов Бен знакомится с приятельницей своих родителей, элегантной миссис Робинсон (Энн Бэнкрофт), та влюбляется в него и... фактически вынуждает стать ее любовником. Он проводит с ней ночи до тех пор, пока не влюбляется в ее дочь. Узнав об их связи, мать девушки превращается в мстительную ведьму... Это вторая режиссерская работа Майка Николса, который дебютировал годом ранее знаменитой экранизацией пьесы Э.Олби «Кто боится Вирджинии Вулф?», и она стала его настоящим триумфом.
Не пропустите еще одну классическую ленту: «Последний наряд» («Культура», 30 июля, 22.20. США, 1973. Режиссер Хэл Эшби. В ролях: Джек Николсон, Рэнди Куэйд, Отис Янг, Кэрол Кэйн, Нэнси Аллен). Ставший знаменитостью после «Беспечного ездока» (1969) и «Пяти легких пьес» (1970) Джек Николсон стал диктовать свои условия студиям. Именно он настоял, чтобы за экранизацию романа Дэррилла Пониксана (сценарий написал Роберт Таун) взялся мягкий и чудаковатый Хэл Эшби, недавно дебютировавший в режиссуре. Неординарного режиссера и великого артиста крайне заинтересовала роль моряка-служаки Баддаски, озабоченного сексом (как и сам Николсон, скажем прямо, а уж о том, насколько сочетание актера и роли, выбранной им по наитию и вдохновенно сыгранной, творчески возбудило Эшби, можно догадаться по результату). Вместе с коллегой (Отис Янг) Баддаски должен доставить в плавучую тюрьму молодого моряка Мидоуза (Рэнди Куэйд). Между Баддаски и Мидоузом устанавливается полное взаимопонимание. Трогательно заботясь о своем замечательно покорном подопечном, конвоиры решили по дороге развлечь его на всю катушку...
Геннадий Белостоцкий